Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
18 апреля 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
«Ну пора и деньги зарабатывать», — сказал Гарри Потер и покрасил свою палочку в черные и белые полоски.


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

Менье Константина Эмиль
Менье Константина Эмиль
Менье Константина Эмиль
12 апреля 1831 года - 4 апреля 1905 года

Биография

Менье Константина Эмиль (1831-1905) - бельгийский скульптор и живописец. Судьба Константина Менье необычна. Ему было под пятьдесят, когда он только начал создавать свои самые значительные произведения, те, которым было суждено войти в историю европейского искусства. Не совсем обычна для конца XIX - начала XX века и главная тема его рисунков, картин, скульптурных композиций. В 1880-е годы, пожалуй, только Ван Гог так поэтизировал людей труда, воспринимая каждого из них как личность, со своим характером, судьбой. Он в свое время писал: "Горняки и ткачи - это все же отличный от других рабочих и ремесленников слой людей. Я чувствую к ним большую симпатию и почитал бы себя счастливым, если бы мне удалось в один прекрасный день их нарисовать, дабы эти до сих пор неизвестные или почти неизвестные типы были когда-нибудь вытянуты на свет". Именно эти типы, горняки, ткачи, грузчики, крестьяне, стали героями лучших произведений Менье. Главными для него были не красота, а характер. Отбирая детали, выявляя типическое через индивидуальное, бельгийский скульптор добивался необыкновенной выразительности.
Удивительное совпадение: "Едоки картофеля" Ван Гога написаны в том же 1885 году, что и "Сборщики картофеля" Константина Менье. Ван Гог пишет своих героев в минтуту краткого отдыха, он всматривается в их изможденные лица, пытается постичь гармонию и смысл, поэзию быта. Менье же воспевает динамику труда. Две наклонившиеся к земле женщины и мужчина сосредоточенны, не отрывают глаз от работы. Им некогда, они спешат поскорей докопать картошку. Их образы строги И даже немного суровы. Это люди, воспетые в литературе Верхарном, Лемонье, Золя, а в живописи - Курбе, это люди, которые вот-вот разогнут спины и скажут свое слово. Верхарн писал: "Снизу, словно из глубины веков, поднималась какая-то огромная неведомая сила, ее суровое мощное дыхание потрясало воздух". И это чуствовали, это предчувствовали в своих произведениях и Ван Гог, который остался в прошлом, XIX столетии, и Константин Менье, которому было суждено переступить грань нового, XX века.
Константин Менье родился 12 апреля 1831 года в районе Брюсселя Эттербеке. Он был шестым ребенком в семье. Отец рано умер, и мать вынуждена была открыть пансион. Брат Константина Менье Ж.-Б. Менье был гравером. Он и граверы, художники, жившие в пансионе, стали для Константина первыми учителями. Позже Константин занимался в скульптурном классе Академии изящных искусств Брюсселя, в мастерской Ш.-О. Фрекена. А с 1854 года - у живописца Ф.-Ж. Навеза.
В 1857-1870 годах в Бельгии очень быстро начала развиваться промышленность. Правящая партия либералов опиралась на буржуазию, строились железные дороги, росла добыча угля и руды. Но чем скорее развивалась промышленность, тем более чудовищными делались условия труда рабочих, особенно тех, что работали в шахтах.
Именно в это время Константин Менье познакомился с известным художником де Гру и вступил в "Свободное общество изящных искусств", которое объединяло в основном жанристов и пейзажистов, выступающих за свободную манеру, современный характер искусства. Менье надолго расстается со своими занятиями скульптурой. В одном из своих писем он писал: "Под влиянием французских пейзажистов великие художники Луи Дюбуа, Артан де Бракелар, Буланже вновь обрели прекрасные традиции Нидерландов. Это были полные энтузиазма, свободные и увлекательные даже в своих заблуждениях умы. Я жил среди них, их пример увлек меня. Я был уверен, что я ошибся в своем призвании, и только много позже, после того как я увидел и почувствовал пластическое величие промышленного труда, вернулся к скульптуре".
Константин Менье некоторое время писал сцены из жизни монахов-траппистов и святых. Поворотным в его творческорй судьбе стало посещение в 1878 году стекольного завода в Валь-Сен-Ламбер и заводов Кокериль в Серене. В 1880 году на выставках начали появляться картины Менье, посвященные рабочим.
Рисунки и картины Менье на индустриальную тему (одной из первых была "Плавка") поражали всех особой человечностью. Писатель Лемонье, которого называли бельгийским Золя, очень образно передал сам дух этих произведений Менье: "Большинство его полотен, заполненных огнем пожароподобных тиглей, бросающих пламя, вышками, поднимающимися, как виселицы, с закопченными перспективами пещер и пропастей, плавающих в агонии света, подобны отрывкам эпохи, очень современной, где непреклонный мир машин представлял постоянно висящую угрозу над героем, неизвестным пролетарием, находящимся в борьбе со смертью. Измученные непосильным трудом, трогательные и прекрасные героини его "Завтрака служанки" и "Девочки с фабрики", весь сосредоточенный на работе, просто-таки устремленный на нее всем своим существом рабочий, с самого, пожалуй, знаменитого, ставшего хрестоматийным рисунка Менье, и еще множество простых тружеников..."
К. Лемонье попросил художника проиллюстрировать его книгу "Бельгия", и художник поехал в угольные районы Борнажа, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Менье назвал Борнаж "черной страной" и уже рисовал не только самих рабочих, он и стремился передать ритм, суровую поэзию их тяжелого труда, писал заводы, шахты, мосты, создал в 1878 году триптих "Шахта".
Еще в 1862 году Константин Менье женился на учительнице музыки, француженке. У них родилось шестеро детей, однако четверо из них прожили совсем недолго, и Менье очень мучительно это переживал. Его сын Карл стал гравером и позже работал вместе с отцом.
В 1882-1883 годах Константин Менье по поручению бельгийского правительства ездил в Испанию, чтобы скопировать в Севильском соборе картину нидерландского художника Ван Кампера "Снятие с креста".
В 1885-1886 годах Менье опять занялся скульптурой. Некоторые его работы попали на выставку в Париж, и их высоко оценил Роден, который потом всегда поддерживал Менье. Созданный в 1885 году бронзовый "Молотобоец" на Всемирной Парижской выставке 1889 года был отмечен "Медалью почета". Однако это не изменило финансового положения Менье в Бельгии. Чтобы хоть как-то заработать, Менье уехал в провинциальный Лувен и занял место профессора в Лувенской академии изящных искусств, а его семья осталась жить в Брюсселе.
Именно в Лувене были созданы лучшие скульптурные произведения Менье.
Он часто варьировал одну и ту же тему, разрабатывал ее в живописи и только потом переводил в скульптуру.
В каждом образе Менье искал характер, который выявлял то в пластических принципах асимметрии и подвижности, как было, например, в таких работах, как "Голова пудлиговщика" или "Пудлиговщик", то в выборе особо выразительного момента действия ("Пьющий рабочий" (1890), "Косарь" (1898), "Зовущая откатчица" (1888) и др.). Весьма выразительны и созданные Менье скульптурные портреты К. Лемонье, Э. Верхарна, других известных людей.
С 80-х годов и практически до конца жизни Константин Менье работал над грандиозным по замыслу "Памятником труду", который так и не был закончен. Приблизительно в это же время над подобными по теме памятниками работали во Франции Далу, задумавший "Памятник рабочим", и Роден, мечтавший создать "Башню труда".
Основной темой композиции должна была стать тема мира и плодородия. Главным в памятнике был героизированный образ "Сеятеля". Важное значение Менье придавал и образам "Отдыхающего рабочего" ("Кузнец"), образу "Материнство", а также рельефам "Возвращение шахтеров", "Жатва", "Индустрия", "Порт", "Шахта". Не зная, где будет установлен памятник, Менье должен был решать довольно отвлеченную задачу, строить композицию так, чтобы она могла быть помещена в разных местах.
Менье не признавал аллегорий и даже отвлеченные понятия стремился воплотить в конкретных образах.
Последней его работой стал памятник Золя. Проект макета Менье закончил в 1905 году. Менье смог слить прозаическую, довольно неэстетичную рабочую одежду с человеческой фигурой и при этом выявить пластику человеческого тела, он до конца жизни восторгался ритмом и поэзией даже очень тяжелого физического труда.
4 апреля 1905 года его не стало.
В доме, где Менье провел последние годы жизни, в 1939 году был открыт музей. Более 70 живописных и 170 скульптурных работ - таким было послание бельгийского мастера в XX век, на заре которого он успел воспеть человека труда, который все настойчивее пытался определить свое место в истории.
Верхарн, который, пожалуй, как никто, точно чувствовал творчество Менье, писал о нем: "Он не выводит каждую женскую скульптуру из идеала Венеры Милосской и мужскую - из Аполлона. Художник не должен бояться преувеличений, если таким образом он может выразить свою идею более живо. Следуя именно этому методу, Менье приходит к своему идеалу - дать эстетическое воплощение современного рабочего совершенно так же, как греки в свое время дали его для борца и атлета".

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ