Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
25 апреля 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
- Вась, не забудь купить молоко, слышь?!! - Да слышу, слышу... - Молоко не жирное - 0.5% жира, не перепутаешь?!! - Да не перепутаю, будь спокойна... - Не портвейн как в прошлый раз, сволочь ты этакая, а молоко, запомнишь?!! - Ну конечно же, запомню... - И не кагор как в позапрошлый раз, скотина, ты меня понял? - Дусь, ну понял я, понял... - Ну иди давай... Через 10 минут в магазине: - Чего она говорила взять - портвейн или кагор? Да не буду гадать, возьму и того и другого.


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

Орлова Любовь Петровна
Орлова Любовь Петровна
Орлова Любовь Петровна
11 февраля 1902 года - 26 января 1975 года

Биография

Ее знала, любила, восхищалась ею буквально вся страна. Когда Любовь Орлова шла в Москве по улице Горького, то встречные замедляли шаг, совершенно незнакомые мужчины снимали перед ней шляпы, и даже на самых суровых лицах появлялось выражение радости и счастья.

Сталин очень любил Орлову и благоволил ей, и комедии Александрова ему очень нравились. При встрече он долго жал руку и искренне удивлялся — какая маленькая женщина, какая худенькая. Выспрашивал сочувственно: «Он что, вас не кормит? — и, не дождавшись ответа, веселым шепотом обещал: — А мы его расстреляем...»

Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля 1902 года под Звенигородом, в маленькой небогатой усадьбе матери. Отец Орловой, Петр Федорович Орлов, был потомком тверской ветви Рюриковичей. Он служил в военном ведомстве. Мать, Евгения Николаевна Сухотина, происходила из старинного дворянского рода. Люба была второй дочкой — младше сестры на шесть лет. Сестру звали Нонна. В семье был истинный культ музыки. Отец с матерью часто музицировали дома, — подрастая, к ним присоединились и девочки. Они играли в четыре руки, но чаще пели — соло или дуэтом с отцом. Обеих девочек готовили в консерваторию. Родители хотели, чтобы Любочка стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу. Им, особенно матери, стоило немалых усилий поддерживать тот уровень жизни, который позволял рассчитывать на хорошие знакомства.

Но, конечно же, всех престижных знакомств стоило одно — с домом Шаляпиных. Это знакомство завязали старшие девочки: Нонна и Ирина Шаляпина. Они учились в одной гимназии и, хотя Нонна была на два года старше, их сдружили общие интересы. Со временем к подругам присоединились Любочка и младшие Шаляпины. Дружба была крепкой и долгой, хотя и с оттенком неравенства. Сестры бывали у Шаляпиных и никогда не принимали их у себя.

Драматург Иосиф Прут вспоминал: «В особняке на Новинском бульваре (ныне улица Чайковского) давался детский бал. Федор Иванович имел обыкновение трижды в году устраивать для своих детей и их друзей воскресные утренники. Праздничный зал, яркие костюмы, музыка, веселье — все это завораживало собравшуюся детвору. Среди приглашенных был и я — восьмилетний мальчик...

Юные гости все прибывали — знакомые мне и незнакомые. Радушный хозяин дома, казавшийся нам таким огромным, приветствовал входящих своим громовым голосом. И вдруг в дверях показался ангел. Весь в чем-то розовом, воздушном... Это была маленькая девочка, белокурые локоны спадали на ее плечи. Шаляпин поднял ее на руки...»

В шаляпинском особняке Любочка сделала свои первые шаги на сцене. Однажды Федору Ивановичу Шаляпину показали оперетту «Грибной переполох», поставленную любительским детским театром. В этом спектакле совсем маленькая Любочка Орлова исполняла роль Редьки. После окончания представления Шаляпин поднял Любочку на руки и произнес пророческую фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!»

Лето Орловы проводили в усадьбе матери под Звенигородом, а зимой жили в Москве, на Спиридоньевке, у Патриарших прудов.

Но произошла Февральская революция, за ней Октябрьская — и в семье Орловых все разом переменилось. Кончилось и детство Любочки. Ей исполнилось 15 лет, гимназия была уже позади...

Жизнь дорожала с каждым днем. Служил только отец, но зарабатывал сущие пустяки. Решено было переселиться из Москвы в маленький подмосковный город Воскресенск, где в большом арендованном доме жила сестра матери. Перед домом был сад, крокетная площадка, позади дома — огородные грядки.

Сравнительное благополучие дома держалось на подсобном хозяйстве, прежде всего на хорошей молочной корове. Любочке выпала участь возить в Москву на продажу молоко от этой коровы. На тележке (зимой на санках) она возила тяжелые бидоны за несколько километров на станцию, втаскивала их в тамбур поезда, в Москве выгружала и развозила по домам. В одних домах люди сходили вниз за молоком, а в других надо было таскаться самой с бидоном, иногда на самый верх — на пятый-шестой этаж. Зимой эти поездки превращались в сущую пытку, приходилось то и дело снимать варежки и ворочать тяжелые холодные бидоны голыми руками. Впоследствии Любовь Орлова очень стеснялась своих рук, хотя они и не болели, но имели больной вид. Руки у нее были не только старше ее облика, они были даже старше возраста.

И несмотря на трудности выживания, в доме по-прежнему звучал рояль, и летом в саду наезжая молодежь играла в крокет.

В 1919 году Любовь Орлова поступила в консерваторию. Сестра к тому времени была уже замужем — замужество окончательно пресекло ее музыкальное образование, и Люба стала единственной музыкальной надеждой семьи. Почти два года она оправдывала эту надежду, училась на старшем отделении у педагога Карла Августовича Киппа. В свободное от учебы время юная Орлова вынуждена была подрабатывать тапером (в 1923 году в кинотеатре «Унион», потом называвшемся «Кинотеатром повторного фильма») или танцевать на эстраде.

Любопытно, что никто из близких впоследствии людей ни разу не слышал от Любови Петровны профессиональной игры. Она совершенно не терпела любительщины, доморощенного фарсу — особенно по части музыки.

Закончив консерваторию, Орлова следующие три года жизни посвятила балету и училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. После его окончания в 1926 году она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе, носившую имя В.И. Немировича-Данченко.

В 1926 году Орлова вышла замуж за 29-летнего Андрея Берзина. Он был видным партийным чиновником. В Наркомземе Берзин руководил отделом производственного кредитования. Брак Орловой можно смело назвать карьерным, вынудила 24-летнюю девушку на это нужда. Их знакомство произошло в театре, кто-то из друзей после спектакля пригласил его за кулисы и познакомил с молодой актрисой. Они начали встречаться. Берзин вскоре познакомился с ее родителями. Орловы тогда только переехали в отдельную квартиру в Гагаринском переулке. Солидный Берзин понравился родителям Орловой, и они посоветовали дочери не тянуть со свадьбой. После свадьбы Орлова переехала в квартиру мужа в Колпачном переулке.

В конце 1920-х годов Берзин был назначен заместителем наркома земледелия. Он вступил в ряды оппозиции и стал одним из ярких ее представителей. В конце концов это стоило ему свободы. В 1930 году Берзина арестовали по «делу Чаянова» (нарком земледелия) и приговорили к длительному тюремному заключению. После ареста мужа Орлова вернулась к родителям в Гагаринский переулок.

Но несчастливая семейная жизнь совсем не отразилась на творческой деятельности актрисы. Возможно, это обстоятельство и активизировало желание Орловой утвердить себя на сцене. Являясь артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в основном в эпизодических ролях. Но с каждым годом она все увереннее продвигалась к тому, чтобы стать театральной «примадонной», кем до нее долгое время была актриса Ольга Бакланова. (Театральный классик В.И. Немирович-Данченко создал свою театральную студию специально для своей поздней любви — красавицы Ольги Баклановой, которая была подлинной опереточной дивой.)

Орлова же лицом была вылитая Бакланова. И наконец ей выпал шанс: Бакланова ушла из театра, чем повергла в шок своего учителя и любовника В.И. Немировича-Данченко, который публично рыдал у рояля. (В 1926 году Бакланова уехала в Голливуд.)

Любовь Орлова тем временем берет частные уроки у театрального педагога К.И. Колтубай, совершенствуя с ее помощью актерскую технику, а, главное, втайне готовит с педагогом роль Приколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха.

По рассказам Любови Петровны, с какого-то момента ее пребывания в хоре Владимир Иванович Немирович-Данченко стал присматриваться к ней, и наступил день, когда она наконец-то была приглашена в его кабинет.

— Орлова, — сказал он, — я же вижу, что вы можете сделать больше того, что сейчас делаете. Попробуйте разучить какую-нибудь ответственную роль для индивидуального исполнения... Да не волнуйтесь вы так, на вас же лица нет...

— Я... я... — чуть слышно сказала она, — кое-что уже разучила...

Так Орлова получила роль Периколы.

Успех актрисы в этой роли был ошеломляющим. Вскоре ей предложили главные роли в «Корневильских колоколах» (Серполетта), в «Дочери мадам Анго» (Герсилья), в «Соломенной шляпке» (Жоржетта). Возможно, столь стремительному взлету Орловой к вершинам театральной славы немало способствовал увлекшийся ею руководитель театра Михаил Немирович-Данченко, сын прославленного режиссера. Многим из театра тогда казалось, что эта связь в конце концов закончится свадьбой. Однако этого не произошло. У Орловой появился новый возлюбленный — австрийский бизнесмен, который воспылал страстной любовью к талантливой актрисе. Последовал их короткий, но бурный роман. Почти каждый вечер после спектакля австриец увозил Орлову на своем «мерседесе» в ресторан, и только поздней ночью они возвращались к дому актрисы в Гагаринском переулке. Несмотря на упреки родителей, она в течение нескольких месяцев продолжала с ним встречаться.

Вскоре работа в театре стала казаться Орловой малоинтересной. Она мечтала сняться в кино. Однако ее ждало большое разочарование.

Любовь Орлова вспоминает: «Работа в театре не приносила мне полного удовлетворения, и я все время мечтала о кино. Я попыталась осуществить свою мечту, сняться в фильме и отправилась на киностудию. Там попала в длинную очередь претенденток на роль в очередной картине. Наконец оказалась перед режиссером — человеком со взглядом решительным и суровым. Когда он поглядел на меня беспощадным профессиональным взором, я почувствовала себя как бы сплюснутой между предметными стеклами микроскопа.

— Что это у вас? — строго спросил режиссер, показывая на мой нос.

— Родинка, — пролепетала я.

— Не годится! — решительно сказал режиссер.

— Но ведь... — попыталась я возразить. Однако он перебил меня:

— Знаю, знаю! Вы играете в театре, и родинка вам не мешает. Кино — это не театр. В кино мешает все. Это надо понимать!

Я поняла лишь одно: в кино мне не сниматься, а потому надо поскорее убраться из студии и больше здесь никогда не показываться. Я дала себе клятву именно так и поступить».

Но Орлова клятву нарушила. В 1933 году режиссер Борис Юрцев пригласил ее на роль миссис Эллен Гетвуд в немом фильме «Любовь Алены» (этот фильм не сохранился). Затем последовала роль Грушеньки в звуковом фильме «Петербургская ночь». Фильмы вышли на экраны страны в 1934 году, но того успеха, который Любовь Орлова имела на театральных подмостках, они ей не принесли. Лишь в конце декабря 1934 года, когда на экраны вышел фильм «Веселые ребята», к Орловой пришла настоящая слава.

«Веселых ребят» снял 31-летний Григорий Александров (Мормоненко). В кино он пришел в 1924 году вместе с Сергеем Эйзенштейном, с которым они вместе сняли «Броненосец «Потемкин» (1925). В 1927 году на экраны страны вышел еще один фильм двух молодых режиссеров — «Октябрь».

После поездки в Америку у Александрова возникла идея снять музыкальную кинокомедию. Н. Эрдман и В. Масс за два месяца написали сценарий «Веселых ребят», и режиссер начал поиски актеров. И если исполнителя главной мужской роли Кости Потехина нашли быстро — им стал солист ленинградского мюзик-холла Леонид Утесов, — то на главную женскую роль Анюты актрису долго не могли найти. Александров просмотрел множество девушек, но никто не подходил. Наконец ему сообщили, что в Подмосковье живет великолепная девушка, поющая в самодеятельности, танцующая, красавица, словом, талант-самородок. Работает трактористкой в колхозе. Приехали в этот колхоз, посмотрели, как девушка поет, танцует, играет — способности выдающиеся, — готовая Анюта, главная героиня будущего фильма. Пригласили ее в Москву на съемки.

Но тут бесцеремонно вмешался беспощадный и холодный рок в лице директора МТС и разрушил судьбу девушки-трактористки. «Не отпущу на съемки! Нечего ей ерундой заниматься и плясать в кино, когда посевная на носу!»

Весной 1933 года Александрову посоветовали сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 30-летняя Любовь Орлова. Александров был мгновенно покорен Орловой, и сомнений в том, кто будет играть Анюту, почти не оставалось. После спектакля они познакомились, а следующим вечером отправились в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Л.В. Собинова.

Г. Александров об этом вспоминает: «Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям... И на банкете продолжал азартно рассказывать ей о задуманных озорных сценах будущего нашего фильма «Веселые ребята». Она с ужасом слушала. Я говорил и говорил, потому что на мое предложение сниматься она сказала: «Нет».

Кончился банкет, мы вышли на улицу и до рассвета бродили по Москве... В конце концов она согласилась сниматься в моем фильме, но прежде спросила:

— Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?

Я и сам это чувствовал, но что мне оставалось делать? Я, конечно же, произнес расхожую мудрость:

— В спорах рождается истина».

Правда, существует и другая версия, совершенно отличная от версии Александрова, о том, как Орлова познакомилась с режиссером «Веселых ребят». Согласно этой версии, инициатором знакомства с Александровым была сама Орлова. Она пришла на киностудию и предложила себя на роль Анюты. Сделали кинопробу, которая Александрову совершенно не понравилась. Но, потерпев неудачу, актриса и не думала сдаваться. Имея большой опыт соблазнения мужчин с положением в обществе (в числе ее возлюбленных успели побывать видный политик, иностранец-бизнесмен, театральный режиссер), Орлова предприняла новую попытку привлечь к себе внимание. Она воспользовалась услугами своей близкой знакомой — режиссера студии документальных фильмов Лидии Степановой, которая хорошо знала Александрова и пригласила его к себе, якобы на чашку чая. И в тот же вечер «случайно» зашла в гости и Орлова. Вдруг Степановой понадобилось срочно куда-то уйти, и Орлова с Александровым остались наедине. О том, что произошло дальше, можно только догадываться. Но уже через несколько дней после этой встречи роль Анюты принадлежала Орловой.

Любые жертвы, связанные с делом, любимым делом, не казались ей непосильными. Когда на нее «свалилось» предложение сниматься у Александрова, она впала в такое радостное возбуждение, что совершенно упустила из виду деловую часть события. Орлова поделилась радостной новостью с Фаней Левинской, ассистенткой режиссера Юрцева, которая, будучи искушенной в производственных секретах, сразу спросила о гонораре. Узнав сумму, она поняла, что актрису хотят, мягко говоря, обдурить, и посоветовала не соглашаться на столь унизительное материальное вознаграждение. Любовь Петровна была непреклонна:

— Такая роль! Да я бесплатно готова — пусть! Лишь бы взяли.

— Ну, хоть Александрову скажите — может, он урезонит директора...

— Ну, вот еще — жаловаться! Он может подумать, что я жадная, склочная. Еще сниматься не начала, а уже цену себе набиваю...

— Да вы спокойно скажите, как бы между прочим, чтоб он просто знал, а то он, может, и не знает...

— Не знает — и хорошо. Такая роль...

— Ох, Любочка, не будет вам счастья! Это — кино. Здесь никто ваши жесты не оценит. Еще и посмеются над вами. Здесь уважают характер, а вы — цирлих-манирлих...

— А вот я снимусь — увидим, какая я!

Съемки «Веселых ребят» происходили летом 1934 года в Гаграх. Там роман Орловой и Александрова приобрел свои окончательные очертания. За его развитием, затаив дыхание, наблюдал весь съемочный коллектив. Вдруг на съемках у Александрова появился соперник — оператор Владимир Нильсен, который тоже влюбился в Орлову. Однако она выбрала Александрова. Несмотря на то, что рядом с Александровым находилась его жена и маленький сын, да и Орлова тоже была несвободна (ее «муж-иностранец», — а в глазах окружающих он был мужем Орловой — тоже приехал на съемки), Александров и будущая кинозвезда совершенно не скрывали взаимных симпатий друг к другу. Многим не нравились отношения влюбленных: режиссера и актрисы. Вскоре, почувствовав свою неуместность, иностранный «муж» Орловой тихо удалился со съемок.

Орлова вскоре стала полноправной хозяйкой на съемочной площадке. Первоначально эпизодов с участием Утесова в фильме было задумано больше, чем с Орловой, но Александров на ходу менял сценарий в пользу своей возлюбленной, которая вскоре после того, как картина была снята, стала его женой.

Во время съемок «Веселых ребят» было множество курьезов. Так, Леонид Утесов должен был по сценарию «укротить» разъяренного быка, вскочив тому на спину. Взглянув на огромное животное, Утесов наотрез отказался от роли «укротителя». Эпизод был все-таки нужен, и его переписали для Орловой, ее долго уговаривали, и она в конце концов отважилась и прыгнула на спину быка. Бык, естественно, возмутился и сбросил артистку под ноги, хорошо еще, что не затоптал и не поднял на рога. Но после этого эпизода Орловой пришлось почти месяц пролежать в больнице.

Фильм был окончательно завершен осенью 1934 года. Как часто случалось с хорошими картинами, «Веселые ребята» были поначалу категорически запрещены к показу. Нарком просвещения А. Бубнов и начальник Отдела пропаганды ЦК ВКП(б) Стецкий «зарубили» фильм на корню. Фильм был назван «хулиганским и контрреволюционным». Но начальник Главного управления культуры Б. Шумяцкий вступился за картину и написал письмо Сталину, чтобы тот лично решил судьбу картины. Затем фильм посмотрел Максим Горький и пришел в полный восторг. Сталин же после просмотра выразился так:

— Посмотрел, точно в отпуске побывал...

Других рецензий, понятно, не потребовалось, и все цензурные преграды были мгновенно сметены.

Картину было решено показывать не только в СССР, но и послать на фестиваль в Венецию. (На фестивале «Веселые ребята» произвели фурор, никто не ожидал от мрачного сталинского режима такой искрометной комедии. Не случайно на Западе фильм носил название «Москва смеется».) В декабре 1934 года «Веселые ребята» вышли на всесоюзный экран (было сделано огромное количество копий — 5737!)

После триумфа «Веселых ребят» Орлова кометой ворвалась в советский кинематограф. В 1935 году ей было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. (Сталин лично распорядился об этом.)

После награждения был торжественный прием в Кремле. Сталин захотел побеседовать с Орловой. Он спросил, есть у нее какая-нибудь просьба к нему? И будучи в хорошем настроении пообещал: «Выполню любую». Любовь Петровна не стала просить машину, квартиру или дачу. Ее первый муж — Андрей Берзин — был арестован, и шесть лет от него не было никаких вестей. Орлова попросила Сталина о том, чтобы ей дали возможность узнать о судьбе мужа, а если возможно, то и встретиться с ним. Сталин был удивлен, но виду не подал.

Спустя некоторое время с ней связался чин НКВД, пригласил на Лубянку и сообщил, что муж ее жив, находится в одном из северных лагерей и что она, если пожелает, может воссоединиться с мужем. Разумеется, в лагере. Орлова ничего не ответила, встала и молча покинула кабинет на Лубянке. В конце 1940-х годов Андрея Берзина выпустили на свободу, но в Москву приехать не разрешили. Он уехал к матери в Литву, где вскоре умер от рака.

В конце 1930-х годов Любовь Орлова возносится на вершину славы. Выходят фильмы Александрова с ее участием, и каждый признается шедевром. В «Цирке» (1936) Орлова исполнила роль Марион Диксон, в «Волге-Волге» (1938) — Стрелку.

По-прежнему Сталин оставался горячим поклонником Орловой. Более всего ему нравилась «Волга-Волга». Г. Александров вспоминает: «Однажды по окончании приема в Георгиевском зале Кремля в честь участников декады украинского искусства И.В. Сталин пригласил группу видных деятелей культуры в свой просмотровый зал. Там были Немирович-Данченко, Москвин, Качалов, Корнейчук и многие другие видные деятели искусства. Сталин не первый раз смотрел «Волгу-Волгу». Он посадил меня рядом с собой. По другую сторону сидел В.И. Немирович-Данченко. По ходу фильма Сталин, делясь с нами своим знанием комедии, своими чувствами, обращаясь то ко мне, то к Немировичу-Данченко, полушепотом сообщал: «Сейчас Бывалов скажет: «Примите от этих граждан брак и выдайте им другой». Произнося это, он смеялся, увлеченный игрой Ильинского, хлопал меня по колену. Не ошибусь, если скажу, что он знал наизусть все смешные реплики этой кинокомедии».

Оглушительный успех вскружил Орловой голову. Волей-неволей ей приходилось быть завсегдатаем различных праздников и пиршеств, славившихся разнообразием снеди и выпивки. Орлова пристрастилась к алкоголю, стала пить в одиночку. Но Александрову удалось спасти жену от пагубного пристрастия. Возможно, он пригрозил ей загубленной карьерой, а карьера была для Орловой превыше всего. Пить она перестала.

Летом 1938 года Орлова и Александров решили построить себе шикарную дачу во Внукове. Строительство стоило денег. Орлова нашла выход. Она часто гастролировала по стране с творческими вечерами; ее концертная ставка по сравнению с другими артистами была высокой — 750 рублей. Но для строительства дачи этих денег явно не хватало. В апреле 1938 года, устраивая свои гастроли в Киеве, она попросила платить ей за концерт 3300 рублей. Сумма была огромной по тем временам, но Орловой пошли навстречу. В следующем месяце она должна была приехать с концертами в Одессу и попросила за свои выступления 3000 рублей. Одесская филармония отказала Орловой, сославшись на нехватку денег. Тогда она нашла иной выход — связалась с председателем месткома филармонии и договорилась о концертах лично с ним. По условиям соглашения за восемь концертов ей должны были заплатить 24 тысячи рублей.

Она думала, что подобное «левачество» ей сойдет с рук, но история дошла до ЦК, и было принято решение приструнить артистку. 10 июня в газете «Советское искусство» появилась статья под названием «Недостойное поведение», после которой Орлова отошла в тень, а Александрову, несмотря на все его связи, стоило огромных трудов защитить артистку от дальнейших нападок. К счастью, история через некоторое время благополучно забылась. Супруги достроили свою роскошную двухэтажную дачу, и в 1939 году Орлова начала сниматься в новом фильме.

Успешной карьере Орловой способствовало не только то, что ее ценил Сталин, но и то, что ее муж Григорий Александров никогда не упускал случая быть поближе к вождю. А. Берштейн писал по этому поводу: «Обаятельный, улыбчивый, умеющий чувствовать политическую конъюнктуру, Александров гораздо чаще, чем его коллеги, общался с кинематографическим начальством и партийными работниками высокого ранга, умело создавая себе авторитет. Он очень любил прихвастнуть, покрасоваться, подчеркнуть свои действительные и мнимые заслуги, и над ним то доброжелательно посмеивались, то порой осуждали Нильсен, Лебедев-Кумач, Эрдман, Утесов, Дунаевский».

Следующим фильмом Орловой стал «Светлый путь», режиссер, естественно, Григорий Александров. Основой для нового фильма стала пьеса В. Ардова «Золушка» о том, как неграмотная девушка Таня, приехав из деревни в город, сумела дорасти сначала до знатной ткачихи, а затем до депутата Верховного Совета. Первоначально картину хотели назвать, как и пьесу. Но Сталин название «Золушка» забраковал. Он сам составил список из двенадцати приемлемых, на его взгляд, названий и отослал его Александрову. Тот выбрал название «Светлый путь», что очень огорчило Главкинопрокат, который уже приготовил рекламные духи и спички с названием «Золушка».

Перед съемками каждого своего фильма Орлова пыталась как можно глубже войти в образ. На некоторое время она буквально перевоплощалась в своего персонажа. Перед съемками «Волги-Волги» Орлова несколько дней ходила по городу с сумкой письмоносицы, разнося почту по домам. А перед съемками «Светлого пути» она три месяца проработала в Московском научно-исследовательском институте текстильной промышленности под руководством стахановки-ткачихи О. Орловой. В своей сумке актриса держала моток ниток и без устали вязала ткацкие узлы. Этими узлами она постоянно перевязывала дома бахрому скатертей, полотенец и занавесок.

В отличие от других тогдашних звезд кино, М. Ладыниной и Т. Макаровой, снимавшихся в ролях «простых тружениц», Орлова привнесла в кино «голливудские стандарты». Она была очень красива: рост — 1 м 58 см, талия — 43 см, пластичная и музыкальная.

Множество женщин маниакально хотели во всем походить на артистку (некоторые из них не только высветляли себе волосы, но и причисляли себя к близким родственницам Орловой — дочерям, сестрам). Эти полусумасшедшие женщины часто приезжали к Орловой в дом на Большой Бронной или на дачу во Внуково. Две такие фанатки просто не давали Орловой спокойно жить. Одна из них часто звонила актрисе по телефону и, копируя ее голос, произносила монологи из ее ролей и даже пела ее голосом.

В 1941 году Любовь Петровна была удостоена Сталинской премии за участие в двух фильмах — «Волга-Волга» и «Светлый путь».

Война застала Орлову и Александрова в Риге, откуда они трое суток под бомбежкой добирались сначала до Минска, затем до Москвы. Александров сразу же записался в отряд противовоздушной обороны и дежурил на крышах. Он снял тогда «Боевой киносборник № 4», в котором Орлова была ведущей.

Немцы подступили к самой Москве, в городе 16 октября началась паника. Тогда градоначальникам пришла в голову мысль — они распечатали огромные афиши, на которых был изображен портрет Орловой и сообщалось, что в Москве начинаются гастроли прославленной актрисы. Разумеется, это была не главная причина того, что паника в городе прекратилась, но многих граждан такое объявление, конечно, успокоило: если назначены гастроли, то, стало быть, положение не настолько страшное.

Осенью 1941 года Орлова и Александров покидают Москву и отправляются в Баку. Александров назначается директором и художественным руководителем местной киностудии и приступает к съемкам своего нового фильма «Одна семья», который на экраны не вышел. Приемная комиссия вынесла вердикт: «Фильм слабо отражает борьбу советского народа с немецкими оккупантами», и картина оказалась на полке.

В 1942 году Орлова выехала с гастролями в Тегеран, где она имела несомненный успех. Таким образом, Орлова стала первой советской актрисой, признанной Западом.

В 1946 году Александров и Орлова уехали в Чехословакию, где на студии «Баррандов» они сняли комедию «Весна», в которой Орлова сыграла сразу две роли — ученой Никитиной и актрисы Шатровой.

Работа над этой картиной едва не закончилась трагедией. Однажды Александров, Орлова и Н. Черкасов возвращались на машине со съемок. Дорога была мокрой, и на одном из поворотов автомобиль выбросило в кювет. Александров получил перелом ключицы, у Черкасова было поранено лицо и выбито несколько зубов, а сидевшая на заднем сиденье автомобиля Орлова практически не пострадала.

В 1947 году «Весна» вышла на экраны в СССР и за границей. В том же 1947-м фильм был показан на фестивале в Венеции, где Орлова получила специальный приз за исполнение лучшей женской роли (эту награду с Орловой разделила И. Бергман).

Перед съемками «Весны» Орлова начинает чувствовать, что ее время в кинематографе заканчивается. Она решает вернуться в театр. Возможно, чтобы облегчить своей супруге приход в театр имени Моссовета, Александров пригласил сниматься в «Весне» актеров этого театра — Р. Плятта и Ф. Раневскую, а режиссера театра И. Анисимову-Вульф Александров назначил помощницей на съемках.

Орлова дебютировала на сцене театра имени Моссовета в роли Джесси Смит в спектакле «Русский вопрос» по пьесе К. Симонова. В дальнейшем она прекрасно сыграла в спектаклях «Сомов и другие» (роль Лидии) и «Кукольный дом» (Нора).

В 1948 году Александров получает звание Народного артиста СССР, а в 1950 году его вместе с женой награждают Сталинской премией за фильм «Встреча на Эльбе», в котором Орлова сыграла иностранку — американку Джанет Шервуд.

В эти годы Орлова и Александров купаются в лучах славы. Каждый год они отдыхают непременно за границей. На фотографиях Любовь Орлова рядом с Чарли Чаплиным, Пабло Пикассо, Ренато Гуттузо, Марлен Дитрих, Дмитрием Шостаковичем, Марселем Карне, Эдуардо де Филиппо, Федерико Феллини, Жаном Полем Сартром, Питером Бруком и другими корифеями мировой культуры.

Всю свою долгую жизнь Любовь Орлова неустанно и фанатично боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. С годами это превратилось у нее в манию. Александров, снимая ее, чуть ли не главное значение придавал тому, видны ли морщины на лице Орловой. Любовь Петровна (одна из первых советских киноактрис) стала прибегать к пластическим операциям. Из своих поездок за границу она привозила не только редкие по тем временам туфли на прозрачных каблуках, но и специальный крем для лица и рук. Из страха показаться некрасивой Орлова отказывалась фотографироваться, сниматься на видеокамеру и всегда скрывала свой подлинный возраст.

В феврале 1972 года ей исполнилось 70 лет. Орлова попросила высоких начальников ни в коем случае не упоминать ее возраст. Поэтому ни в одной газетной и журнальной статье, ни в одной телепередаче об истинной причине всеобщего внимания к актрисе не говорилось.

Любовь Орлова всю жизнь мучалась светобоязнью, отчего окна ее квартиры всегда были задернуты плотными портьерами. Эта боязнь появилась у нее в конце 1920-х годов, когда арестовали ее первого мужа. Из тех же времен к ней пришла и бессонница, которой она мучалась до конца жизни.

Про любого известного человека всегда ходит множество сплетен. Но вокруг брака Орловой и Александровой ничего подобного почти не происходило, во всяком случае, сплетен о ее амурных похождениях никто никогда не слышал. Более того, внимательные зрители отметили совершенно удивительный и редчайший в киноискусстве факт, что ни в одном фильме героини, которых играла Орлова, ни с кем ни разу «по-настоящему» не целуются!

Но все же среди киношной братии были разговоры о том, что любовь Орловой и Александрова не что иное, как легенда, которую они сами усиленно пестуют. Во всяком случае, многие из тех, кто бывал в их доме, удивлялись тому, что супруги спят в разных комнатах и обращаются друг к другу исключительно на «вы». Хотя, вполне вероятно, что подобные разговоры вели завистники, которых у Орловой и Александрова всегда было предостаточно.

В последние две десятилетия своей жизни Орлова практически перестала сниматься в кино. В 1959 году Г. Александров снял фильм «Русский сувенир», где она сыграла главную роль Варвары Комаровой. Фильм провалился. И если раньше неудача сходила режиссеру с рук, теперь в «Крокодиле» появился фельетон, посвященный фильму, под названием «Это и есть специфика?». Как по команде, и в других изданиях стали появляться критические статьи. Друзья Александрова выступили в защиту режиссера. В «Известиях» появилось письмо в поддержку Александрова за подписями П. Капицы, Д. Шостаковича, С. Образцова, Ю. Завадского и С. Юткевича. Нападки на Александрова прекратились, но он долго не мог отважиться на новый фильм.

Орлова продолжала играть на сцене театра имени Моссовета. Весной 1963 года в Ленинграде состоялась премьера спектакля «Милый лжец» (постановка Г. Александрова), в котором Орлова сыграла главную роль — Патрик Кэмпбелл. Затем она сыграла роль миссис Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Через некоторое время главный режиссер театра Завадский отдал эту роль В. Марецкой. Таким образом, Орлова вообще сошла со сцены.

В начале 1970-х годов Александров приступил к съемкам фильма по своему сценарию. Картина под названием «Скворец и Лира» рассказывала о судьбе двух советских разведчиков (их роли в фильме сыграли сам Александров и Орлова). Судьба этого последнего фильма Орловой сложилась печально: художественный совет киностудии посчитал его слабым и запретил его к прокату. По версии одного из чиновников тогдашнего Госкино, Орлова сама не позволила выйти картине на экраны, увидев в главной героине старуху.

Неудача с последним в ее жизни фильмом очень сказалась на здоровье Орловой. Вскоре у нее начались страшные боли в почках. Орлова считала, что у нее камни. Однако настоящий диагноз был гораздо серьезнее — рак поджелудочной железы. Врачи обнаружили метастазы и рассказали об этом Александрову. Но он попросил ничего не говорить жене. «Пусть думает, что у нее камни». Врачи для убедительности вручили актрисе якобы ее камни, которые на самом деле извлекли во время операции у другого больного.

23 января 1975 года, в день рождения своего мужа, Любовь Орлова внезапно потеряла сознание. Ее тут же отвезли в больницу, где через три дня она скончалась. И в день ее рождения —29 января (11 февраля по старому стилю) — состоялись похороны Орловой.

С раннего утра к Академическому театру имени Моссовета, где был установлен гроб с телом Орловой, устремились тысячи москвичей. Стоящий в зрительном зале гроб буквально утопал в цветах и венках.

Григорий Александров прожил еще восемь с половиной лет после смерти Орловой. Он оформил брак с женой своего умершего в 50 лет сына от первого брака, чтобы оставить ей свое большое наследство. В 1983 году вместе с режиссером Е. Михайловой он сделал документальный фильм «Любовь Орлова», после выхода которого на экраны, видимо, посчитал свое дело на земле законченным. 16 декабря 1983 года в возрасте 80 лет он скончался. Похоронили Г. Александрова на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Любови Орловой.


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ