Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
20 сентября 2017 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
Дверь распахивается и в комнату вбегает парень:
- Здорово, папа!
Отец сидит у компьютера, не поворачивая головы спрашивает:
- Ты где болтался?
- В армии, папа...


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

Филатов Леонид Алексеевич
Филатов Леонид Алексеевич
Филатов Леонид Алексеевич
24 декабря 1946 года – 26 октября 2003 года

Биография

Родился 24 декабря 1946 года в городе Казани. Отец - Филатов Алексей Еремеевич (1910г.рожд.). Мать - Филатова Клавдия Николаевна (1924г.рожд.). Родители познакомились потому, что были однофамильцами. На заводе, где работала Клавдия, девушкам раздали списки бойцов, которым нужно было написать письма на фронт. Клавдия Филатова увидела фамилию Филатов, написала ему письмо, завязалась переписка. А после победы сыграли свадьбу. Семья часто переезжала: отец был радистом, все время в экспедициях. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители развелись, и мама с сыном уехали в Ашхабад к дальней родне.

Начало творческого пути
Будучи учеником 10-го класса средней школы в г. Ашхабаде, Леня Филатов начал печататься в ашхабадской прессе и сообщил всем знакомым, что поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Сомнений в том, что он поступит, у юного Филатова не было. Сразу после выпускного бала он приехал в Москву с группой одноклассников. "Все это было от провинциальной наглости, а не от уверенности в собственных силах, - вспоминал он потом. - Я понял, как огромна Москва и как в ней много таких "гавриков", как я. Выяснилось, что во ВГИКЕ меня никто не ждет". Потерпев неудачу в попытке стать режиссером, он по совету своего одноклассника начал сдавать экзамены на актерский факультет Щукинского училища и был туда принят.
Окончил театральное училище имени Б.Щукина (1965-1969), курс В.К.Львовой и Л.Н.Шихматова. Когда в 1969 году 22-летний выпускник этого знаменитого вуза при Вахтанговском театре был приглашен в любимовскую "Таганку", многие его отговаривали: "Тебе тишина нужна, а там все грохочет, гремит, все орут". Но он ни о чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем выборе.
Он был актером так называемого "второго призыва". Пополнение "Таганки" на рубеже 60-70-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не уступало любимовской команде "первой пятилетки". Леонид Филатов, Виталий Шаповалов, Иван Дыховичный, Наталия Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков - такого талантливого набора, как тот, который влился тогда в труппу, в театре больше не было.
Таганка
В "Таганке" Филатов был принят и признан безоговорочно с первой же работы - роли Ведущего в спектакле по роману Н. Чернышевского "Что делать?". А "повинны" в этом были его обаяние, которого не отнимешь, и прирожденный артистизм, которому не научишь. Но о своих первых шагах по "таганковской" сцене сам Филатов вспоминал впоследствии с большой теплотой и неподдельной самоиронией: "Я мечтал стать мировой знаменитостью, осчастливить собой все человечество и навсегда остаться в памяти благодарных современников. Этого не получилось. И все-таки я счастлив... "Таганка" была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране. Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с которыми можно было только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Белла Ахмадулина, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке, Булат Окуджава... "Таганка" - это университет. Здесь вблизи видел замечательные образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с человеческой трусостью. Именно в этом доме я научился жалеть и прощать... Другое дело, что в пору юности я наивно думал, что и весь окружающий меня мир так же нормален и прекрасен, как "Таганка".
Талант Филатова-актера, по признанию многих его коллег, - это талант вулканического происхождения, хотя по этому счету "природный вексель" не оплачен и наполовину. Хотя Ю.Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был нечуток к молодому дарованию, но все-таки сыграл Л.Филатов на "таганской" сцене не так уж и много. Ведущий в "Что делать?, Горацио в "Гамлете", Кульчицкий в "Павших и живых", Федерциони в "Жизни Галилея", эпизодические роли в "Десяти днях", "Часе пик", центральные - в "Доме на набережной", "Пристегните ремни", "Пугачеве", "Антимирах", "Мастере и Маргарите", "Товарищ, верь" - все добротно и успешно для нормального актера. Но "полигона" для вулканической породы все-таки маловато.
Был бы Филатов только актером - может, взроптал бы, нашел бы себе другой театр, где мог утолить свои "премьерские" амбиции, вполне законные для такого мастера. Но помешали ему в этом (и помогли "Таганке") нетривиальные черты характера: умение дорожить честью братства, способность к самоиронии, любовь к таганскому "дому" и к каждому из "домочадцев". Отсюда и горячее сострадание Ю.Любимову за его мытарства, за мучительную цену, которую платили театр и его создатель временщикам-чиновникам. Здесь ярко проявилась способность Л.Филатова к самоограничению во имя важного вклада всего репертуара театра в судьбу Отечества. Составные его портрета можно назвать коротко и просто -интеллигентность, добропорядочность, патриотизм. Из года в год оттачивался творческий почерк актера, четче становился внутренний и внешний рисунок его ролей.
Л.Филатов становится полноправным членом "таганского соавторства". Не только актив творческих предложений по ходу репетиций, не только внерабочее сочинительство, но и сам характер владения материалом пьесы, поэтическое мышление соучастника спектакля в целом сразу поставили его в ряд с ведущей группой актеров-авторов, где каждый по-своему помогал Любимову: В.Высоцкий, В.Золотухин, А.Демидова, Б.Хмельницкий, И.Дыховичный. Неудивительно, что в перечне имен создателей одного из спектаклей "Таганки" - "Под кожей статуи Свободы" значилась и фамилия Л.Филатова.
В тот период, когда "Таганку" возглавил А.Эфрос, Леонид Филатов в течение двух лет работал в театре "Современник" (1985-1987). В 1987 году он вновь вернулся в "Таганку".
Кино
Все изменилось с выходом на экраны страны фильма "Экипаж" Александра Митты. Cыгранная в нем роль Игоря Скворцова прославила Леонида Филатова — и вскоре он становится одним из самых снимаемых советских актеров.
Еще в 1970 году Филатов начал сниматься в кино, а к 1973 году сознательно или интуитивно обрел вторую актерскую профессию. Киноактер Филатов начал теснить театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно было быть востребовано на экране. За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах: "Избранные" (Б.К., реж.С.Соловьев, 1983), "Грачи" (реж.С.Ершов), "Забытая мелодия для флейты" (реж. Э.Рязанов), "Экипаж" (Скворцов, реж. А.Митта, 1980), "Город Зеро" (реж. К.Шахназаров), "Чичерин" (Чичерин, реж. А.Зархи), "Успех" (Режиссер, реж.К.Худяков, 1985), а также роли в картинах "Капитанская дочка" (Швабрин, 1976), "Иванцов, Петров, Сидоров" (Петров, 1979), "Ярослав Мудрый" (воевода Твердислав, 1982), "Из жизни начальника уголовного розыска" (реж.С.Пугинян), "Шаг" (реж. А.Митта), "Претендент" (СССР-Словакия, реж. К.Худяков), "Загон" (реж. И.Гостев), "Европейская история" (реж. И.Гостев), "Исповедь его жены" (реж. Грикявичюс), "Женщины шутят всерьез" (реж. К.Ершов), "Соучастники".
В начале 90-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению - режиссуре. "Я люблю самое разное кино - Бунюэля, Бергмана, Брессона, Тарковского, Малля, Фассбиндера, Херцога, Германа, Михалкова, Соловьева, Формана, Паркера, да мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини", признался он однажды. В 1991 году снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме "Сукины дети", который получил первую премию на фестивале "Кинотавр".
К исходу 1989 года Л.Филатов уже приобрел всесоюзную славу, авторитет, почетное звание, титул секретаря Союза кинематографистов, международные премии, фестивальные призы... И наряду с этим - издерганность, подорванное здоровье, неспособность бросить курить в день по нескольку пачек сигарет, разочарованность и обиды.
Литературный талант
Серьезные проблемы со здоровьем заставили его в середине 90-х годов отойти от активной актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе - литературной. Его всегда, еще в юности, отличала редкостная начитанность. Поэтические опыты молодости, еще в Ашхабаде, дали возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений стихов и переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно трудится в литературе все последнее десятилетие. Л.Филатов пишет стихи, песни, пьесы, пародии. В предисловии к сборнику его стихов "Уважайте удачу" А.Володин пишет: "Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи... и кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях... Но оказывается - нет: вот еще о себе и еще - о нас. Это Поэт, которого знали тысячи и тысячи людей, любящих кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими разнородными талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И все, что он делает - и печальное и мудрое, - на радость нам. И все же - он не разный в своих дарованиях. Он - единое явление.
Одна из последних книг Л.Филатова - "Театр Леонида Филатова", вышедшая в 1999 году, в которую включены пьесы "Про Федота-стрельца удалого молодца", "Большая любовь Робина Гуда", "Часы с кукушкой", "Любовь к трем апельсинам", "Лизистрата", "Возмутитель спокойствия", "Опасный, опасный и очень опасный", песни к спектаклям "Театр Клары Газуль", "Мартин Иден", "Когда-то в Калифорнии", "Геркулес и Авгиевы конюшни", а также пародии "Таганка-75".
С 70-х годов известны песни В.Качана, написанные им на стихи Л.Филатова. В 1996 году вышел диск "Оранжевый кот" с песнями Качана-Филатова. 26 мая 2000 Л.А.Филатову вручена международная премия "Поэзия" в номинации "Русь поющая".
Чтобы помнили…

В наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучивается. Те, кого еще вчера страна носила на руках, старятся и умирают в безвестности, одиночестве и зачастую в забвении. Многие из любимцев публики прошлых лет уже умерли десять и более лет назад, а зритель зачастую об этом даже не подозревает. В основном талантливые люди, да еще и не совпавшие с официальным временем, живут мало. Ушли из жизни О.Даль, В.Дворжецкий, И.Извицкая и многие, многие... Кто же о них вспомнит, если не свой брат актер! Поэтому с 1994 года Л.Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу "Чтобы помнили", посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом.
Последние десять лет своей жизни Леонид Филатов чаще появлялся на экране телевизора как ведущий передачи «Чтобы помнили…», нежели в качестве актера кино и театра, каким его запомнили зрители восьмидесятых. С самоотверженностью и тактом, доступными лишь человеку, почувствовавшему на себе дыхание смерти, он создавал одно за другим произведения, не типичные для отечественного ТВ, - в жанре не некролога, но реквиема.
В интервью РИА "Новости" известный режиссер Александр Митта, который поставил фильм "Экипаж", сказал: "Леонид Алексеевич был не только талантливым актером, но очень значительным человеком. Он был очень дружелюбный, очень жизненно активный человек, он был одним из самых светлых людей, которые встречались в моей жизни, думаю, и в жизни всех тех, кому посчастливилось работать и дружить с Филатовым. Он был бескомпромиссен в работе. Он сгорал на работе. Это было и в его актерской жизни, и в поэтической, и в писательской. Слишком напряженной была его жизнь, но по-другому он жить не умел. Его все любили".
Семья.
В театре на Таганке, куда пришел работать Филатов, он познакомился со своей первой женой. Почему-то в интервью актер никогда не называл ее имени. Ее зовут Лидия Савченко. Актриса была красавицей, и неудивительно, что молодой Филатов в нее влюбился. Поженились они в начале 70-х годов.
Первый свой брак Филатов считал удачным до тех пор, пока из декретного отпуска (родив сына Дениса) не вышла актриса Нина Шацкая, жена Валерия Золотухина.
Нина Шацкая рассказывала, что незадолго до встречи с Филатовым она гадала на старый Новый год - в тарелке с жженой бумагой ей привиделось человеческое лицо с рогами и козлиной бородой, потом щенок, а потом сцепленные руки. Вскоре после гадания она увидела в театре Филатова и сразу же выделила его из всех, "подтянутого, легкого, стремительного, с цепким пронзительным взглядом". Когда побольше о нем узнала, подруга объяснила, как надо понимать то гадание: "Козел - это Леня, потому что он Козерог, щенок - тоже он, потому что родился в год Собаки, а сцепленные руки - это ваша жизнь".
После того гадания прошло два года, но ничего не менялось: и Нина, и Леонид продолжали жить в разных семьях. Нина с Золотухиным растили сына. С Филатовым в театре они только обменивались взглядами. Как-то Филатов пригласил Нину в кафе и прочитал ей стихи, в которых признавался в любви. Она просто ответила: "Я замужем".
После чего они не общались год. Все решилось, когда Шацкая вдруг увидела сон о Филатове и, словно подчиняясь какому-то неведомому порыву, прибежала в театр, хотя у нее был выходной. Она вспоминала: "Когда я стояла в театре и думала, какая я дура, зачем пришла, вдруг кто-то поцеловал меня в затылок. Обернулась - увидела Леню, и наши руки сплелись… Вот так, как в плохом кино, начался наш роман".
Много позже актер расскажет: "У нас довольно долгое время был тайный роман, афишировать наши отношения было нельзя, тем более что наши мужья и жены несли моральный ущерб, все держалось в тайне, неприлично даже было вместе работать, чтобы не зародилась в их умах отгадка нашей загадки. Мы с ней долго противились себе… но в конечном итоге это оказалось сильнее нас, и мы стали жить вместе, чего нам это стоило - разговор отдельный. Нашим близким было несладко, когда все выяснилос"… Писали, что Золотухин жутко ревновал жену и, естественно, между ним и Филатовым пробежала черная кошка.
Шацкая развелась с Золотухиным. Через два года Филатов развелся со своей женой. Рассказывают, что их развод проходил мучительно. От "бывшей" Филатов ушел зимой в одной курточке, оставив ей квартиру и все, что в ней было. После развода Филатов долгие годы продолжал работать с бывшей женой в одном театре.
Филатов и Шацкая поженились в 1982 году. Сыну Денису Нина Сергеевна сказала: "Денис, я, наверное, скоро выйду замуж. За дядю Леню Филатова". Денис не возражал… Леонид воспитывал Дениса, как родного. Денис стал священником, открыл свой приход в Видном, где живет с женой Аллой и тремя дочками.
Филатов друзьям говорил, что, конечно, хотел бы иметь своих детей, но после операции врачи запретили Нине рожать. Брак Шацкой и Филатова был необыкновенно прочным и трогательным: о таком принято говорить "образцовый". Когда Леонид заболел, Нина Сергеевна самоотверженно за ним ухаживала - до самого последнего дня…
Трагедия
Леонид Филатов скончался на 57-м году жизни в Москве. Последние десять дней врачи ЦКБ сражались за его жизнь. Он был госпитализирован 16 октября с диагнозом "двухстороннее воспаление легких". Десять дней врачи ЦКБ сражались за его жизнь. Шесть лет назад Филатов перенес операцию по трансплантации почек, что сказалось на общем состоянии здоровья и стало причиной резкого ухудшения здоровья. Все последние дни он был подключен к аппарату искусственного дыхания и находился в состоянии "лекарственного и медикаментозного сна". Как сообщается, вполне возможно, что простудился он, когда выступал со своими друзьями и коллегами Владимиром Качаном и Михаилом Задорновым на одном из концертов.

Филатов - редкий актер, которому посчастливится после ухода из жизни остаться не только в качестве экранного образа, неминуемо бледнеющего с каждым годом в глазах новых поколений зрителей, но и в качестве бесплотных и всегда ярких, не покидающих память стихотворных строк. Каков талант, таковы воспоминания. Та самая простейшая и важная идея, которая лежала в основе каждой из его телепередач.

Без меня не унывай!
Чаще фикус поливай!
Хошь - играй на балалайке,
Хошь - на пяльцах вышивай!
Ну а сунется такой,
Кто нарушит твой покой, -
Мне тебя учить не надо:
Сковородка под рукой!..

Л.А.Филатов умер 26 октября 2003 года


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ