Старинная легенда
миниатюра из серии искусство жить
-Мне, например, очень нравится писатель Т.,-сказал Мустафа-бей, учитель турецкого языка, черноглазый молодой человек лет двадцати семи.
-Пффф!-выдохнула Маша. .
-Маша, почему ты делаешь «пфф?» -удивился Мустафа –бей, знавший, что Маша всегда говорит так, если ей что-то не по нраву.
-Потому что он-нацист!
У Инги от удивления округлились глаза- она никогда не слышала, чтобы за уважаемым классиком числилась репутации нациста. Посмотрела на соседку Сашу, но обычно невозмутимая девушка лишь приподняла одну бровь.
-Я знаю, что говорю, - уверенно продолжила Маша. - Я училась пять лет на филологическом факультете и специально изучала творчество Т. и его биографию. За строчками, что он написал, мне виден совсем другой смысл.
-Итак (Мустафа –бей нарисовал на доске большую букву А и обвел ее в кружок. Потом у ноги буквы «А» нарисовал маленькую «Б» и тоже обвел ее в маленький кружок.) –Итак, Т. написал букву «А». Маша говорит, что это не «А». На самом деле это означает «Б», правильно ли я понял?
-Да!-подтвердила Маша.
-А ты Саша как думаешь?
-Я так не думаю. Я понимаю дословно то, что читаю. Не нужно связывать биографию человека и его творчество.
-Инга?
-Я как Саша
«Но не всегда»,- добавила Инга мысленно, не будучи уверенной, что сможет правильно выразить свои мысли на турецком. Например, раньше строчки «Strangers in the night», исполненные низким голосом с хрипотцой просто околдовывали её. Потом, узнав репутацию Синатры, как мягко говоря не очень хорошего человека, способного поднять руку на женщину, она уже не могла поверить ни одной нотке в его голосе. Песня продолжала нравится ей, но очарование её исчезло.
-Саша и Инга считают, что А, это А; Маша, что А-это Б, -подытожил педагог.
Мустафа –Бей был учителем от природы, проводил яркие уроки и любил эффектные высказывания.- А я скажу, -он взял небольшую паузу и затем произнёс проникновенно-тихо:
- Yarıp da kalbine mi baktın?
-Что это? Что это значит? Мы не поняли! Мы не знаем! Объясните! -загалдели девушки, словно птенцы.
Сегодняшняя тема урока (географическое положение и политическое устройство России и Турции ) порядком поднадоела им обилием новых длинных сложных слов и они хотели послушать учителя, который, отвлекаясь, мог увести их совсем в другую сторону. Так, на прошлом занятии, начав тему «правила дорожного движения», они завершили ее просмотром видео ролика о том, как большие слоны вытаскивали из ямы маленкого провалившегося слоненка (очевидно, следуя цепочке : дорожные знаки-авария-беда-экстренная помощь).
Девочки быстро зашуршали ручками, записав новое выражение, а Мустафа –бей повел рассказ.
«Легенда гласит, что во время одной из войн, которые раньше велись непрерывно, на поле боя сошлись двое. Назовем их....ну, скажем Фрэнк и Али (надо же их как-то назвать). Но вот Али побеждает в схватке. Он заносит меч над Фрэнком.
(Мустафа –бей отскочил в сторону, заняв позицию «Фрэнка» и взмолился)
-Не убивай меня! Не убивай меня! Сохрани мою жизнь! Я....я приму твою веру!
(Потом учитель отпрыгнул назад на место «Али», занес над головой руки с воображаемым мечом и заговорил жестоким голосом)
-Ха-ха ! Я тебе не верю! Ты говоришь так, только потому что не желаешь умирать! Ты не хочешь принять мою веру, а лишь боишься смерти!
(Тут Мустафа –бей с яростью поражает «противника»).
- И он убил своего врага!
Преподаватель замолк почти на три минуты, выдерживая паузу, а потом продолжил ровным голосом рассказчика:
-Итак, он убил его, а потом пришел к командиру, и рассказал ему эту ситуацию.
-Командир, (Мустафа –бей вытянулся в струнку перед воображаемым командиром), я убил врага. И хотя перед смертью он сказал : «Не убивай меня, я приму твою веру», я не поверил ему. Я подумал, что он не хотел принять нашу веру на самом деле, он просто желал сохранить свою жизнь.
Командир был разгневан.
(История подошла к своей кульминации. Преподаватель, снова отпрыгнув в сторону и изображая командира, словно бы даже став выше ростом, зарокотал громовым голосом)
-Yarıp da kalbine mi baktın? Смотрел ли ты в его сердце (раскрыл ли ты его, чтобы заглянуть туда и узнать правду?)
Вскоре этот солдат умер.
Так и я теперь говорю Маше : «Yarıp da kalbine mi baktın? Смотрела ли ты в его сердце, чтобы утверждать, что он имел в виду именно «Б» , а не «А»????» -завершает Мустафа почти шепотом.
Давно уже закончен урок, все разошлись по домам.
Сашу, менеджера турфирмы, направили на курсы турецкого языка от работы. Занятия по субботам, когда у мужа святой день для похода в баню с друзьями, поэтому ребенка приходится оставлять со свекровью.
Сегодня вечером та как –никогда сетовала, что устает и не справляется с непоседой.
«А что ей еще делать, целыми днями сериалы смотреть? Она просто не хочет помогать, ленится! Я ей не верю! От чего она может уставать?» - стала было возмущаться про себя Саша. И вдруг, помимо воли с губ её сорвалось.
-Yarıp da kalbine mi baktım? А заглянула ли я в её сердце?
-Что? -опешила пожилая женщина.
-Ничего, это я так. Спасибо Вам, в любом случае! В следующий раз попрошу мужа перенести встречу с друзьями, может, хоть на воскресенье.
-Да что-ты, Сашенька, ну справлюсь я, не беспокойся, -стала отговаривать свекровь.
Как было бы хорошо, если бы все мы, прежде чем обидеть близкого человека недоверием, лишний раз спрашивали себя «Как я могу знать его чувства?! Смотрел ли я в его сердце?»
|