Спроси Алену

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. Литературный конкурс. Пришлите свое произведение на конкурс проза, стихи. Поэзия. Дискуссионный клуб. Опубликовать стихи. Конкурс поэтов. В литературном конкурсе могут участвовать авторские произведения: проза, поэзия, эссе. Читай критику.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
19 марта 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
Сорок драже "Тик-Так" на завтрак, семьдесят на обед и тридцать на ужин.
Ваш вес постоянный, дыхание свежее. Правда, слабое...


В литературном конкурсе участвует 15119 рассказов, 4292 авторов


Литературный конкурс

Уважаемые поэты и писатели, дорогие мои участники Литературного конкурса. Время и Интернет диктует свои правила и условия развития. Мы тоже стараемся не отставать от современных условий. Литературный конкурс на сайте «Спроси Алену» будет существовать по-прежнему, никто его не отменяет, но основная борьба за призы, которые с каждым годом становятся «весомее», продолжится «На Завалинке».
Литературный конкурс «на Завалинке» разделен на поэзию и прозу, есть форма голосования, обновляемая в режиме on-line текущих результатов.
Самое важное, что изменяется:
1. Итоги литературного конкурса будут проводиться не раз в год, а ежеквартально.
2. Победителя в обеих номинациях (проза и поэзия) будет определять программа голосования. Накрутка невозможна.
3. Вы сможете красиво оформить произведение, которое прислали на конкурс.
4. Есть возможность обсуждение произведений.
5. Есть счетчики просмотров каждого произведения.
6. Есть возможность после размещения произведение на конкурс «публиковать» данное произведение на любом другом сайте, где Вы являетесь зарегистрированным пользователем, чтобы о Вашем произведение узнали Ваши друзья в Интернете и приняли участие в голосовании.
На сайте «Спроси Алену» прежний литературный конкурс остается в том виде, в котором он существует уже много лет. Произведения, присланные на литературный конкурс и опубликованные на «Спроси Алену», удаляться не будут.
ПРИСЛАТЬ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (На Завалинке)
ПРИСЛАТЬ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (Спроси Алену)
Литературный конкурс с реальными призами. В Литературном конкурсе могут участвовать авторские произведения: проза, поэзия, эссе. На форуме - обсуждение ваших произведений, представленных на конкурс. От ваших мнений и голосования зависит, какое произведение или автор, участник конкурса, получит приз. Предложи на конкурс свое произведение. Почитай критику. Напиши, что ты думаешь о других произведениях. Ваши таланты не останутся без внимания. Пришлите свое произведение на литературный конкурс.
Дискуссионный клуб
Поэзия | Проза
вернуться
    Прислал: Алексей Гусельников | Рейтинг: 0.70 | Просмотреть все присланные произведения этого Автора

Алексей Гусельников.

В поисках смысла жизни.
(Исторический экскурс в «до Нашу эру»)

Часть 1. Много тысяч лет назад.

Кто и когда из человеков
Задал вопрос тот «роковой»:
А есть резон ли в жизни этой?
Какой в ней смысл? Кто я такой?

Мы не узнаем это точно,
Но, без сомненья, это был
Не архантроп, хотя он прочно
Стоял на двух и в стаде жил.

Такой вопрос не мог подняться
В быту общины родовой,
Когда весь смысл – в живых остаться,
Поесть, самим не став едой.

Был смертен человек отдельный,
Но общность, где он жил тогда,
Была практически бессмертной,
Шла поколений череда.

Конечно, то не означало,
Что мог не знать любой юнец:
Да, в жизни есть всегда начало,
И, соответственно, конец.

Страшиться смерти от природы
Дано любому существу,
У человека страх особый,
Он дан осознанно ему.

В отличие от всех животных,
Он понял: смерть не избежать,
Но этот страх иного рода:
Смерть неизбежно надо ждать.

Она придёт всегда, не важно:
Сейчас, охотясь, иль потом,
Наступит старость, и однажды
Взойдёт светило без него.

Жить в вечном страхе невозможно,
Пытаться смерть умом понять,
И человек нашёл возможность
Как эти мысли отогнать.



Запрятать в уголок сознанья
Ту истину небытия
Помог приём самообмана,
Была придумана душа!

Душа приобрела важнейший
Свой статус в теле (двойника),
Определив затем дальнейший
Путь человека навсегда.

Так, притупив страх перед смертью,
Душа давала жизни смысл,
Давала волю человеку,
Рождала творческую мысль.

Нам легче верить, глядя в бездну,
Задумавшись про смерть порой,
Что мы не просто вдруг исчезнем,
А перейдём в мир тот, в иной.

И человек придумал сказку
Про мир «другого бытия»,
Где, сняв с себя земную маску,
Найдёт пристанище душа.

Но, чтобы не было там скучно,
Добавил человек туда
И тех, кто в жизни был попутчик,
Животных, утварь очага…

Там на неведомых дорожках
Следы чудесного зверья…
(Нет. Стоп. Поправимся немножко,
На небе главное – душа!)

Там в мире душ и разных духов
Душа охотника бежит
За душами лосей и уток,
И снега дух у ног скрипит…

Постой! А почему «на небе»?
А может на краю Земли?
Шаман общины, пастырь древний,
Знал верный адрес той «страны».

Обитель счастья душ умерших
Могла быть в стороне любой,
И рядом, на предгорьях здешних,
На небесах, и под землёй.



Но это, хоть и интересно,
Не очень важно точно знать,
Есть после смерти душам место,
И можно жить, и умирать.



Часть 2. Четыре тысячи лет до Нашей эры. Древний Египет.

От Маркса с Энгельсом известно:
Сознаньем правит бытие.
И в наше время, если честно,
Быт строит храмы в голове.

Со смены жизненных условий
Отдельных в обществе людей,
Все первобытные устои
Лишились «мудрости» своей.

Кто лучше жить стал, кто поплоше,
Когда возникла «чернь» и «знать»,
Коллективизм общины больше
Не мог людей объединять.

Процесс неравенств шёл всё дальше,
И чем он глубже проникал,
Острее человек и чаще
Себя несчастным ощущал.

В таких условиях, конечно,
Стал разум мысли направлять
На поиск силы той небесной,
Что может всеми управлять.

Нуждался человек в гаранте
Полезности своих идей,
В помощнике при неудаче,
В Спасителе души своей.

И постепенно Бог был создан,
Пройдя различные пути,
В народах разных он основан
На вере во Творца судьбы.

«Небесный Царь», верховный, главный,
И, вместе с тем, свой личный Бог,
Всеведущий, универсальный,
Карать и поощрять он мог.




Все были под его опекой:
Король, вельможа и батрак,
Отважный рыцарь и калека.
Крестьянин, нищий и рыбак.

Но, если есть Творец вселенной,
Всеведущ, всемогущ, всеблаг,
Как объяснить душе смиренной,
Что столько в этом мире зла?

Грек Эпикур, философ древний,
Замысловато, но умно,
Пытался дать ответ примерный
Как видит Бог добро и зло.

Итак: «Бог хочет и не может
От зла избавить этот мир».
Бессилен Бог? Нет! Так негоже,
И неприемлем сей посыл.

Второе: «Может, но не хочет».
Тогда – он зол? Претит Творцу,
Который день отнял у ночи,
Подвёл весь мир к любви венцу.

«Не хочет и не может», - третье.
Вот тезис! В нём и смысла нет.
Сметая варианты эти,
Остался лишь один ответ,
Который подобает Богу:
«Он может зло искоренить,
Он хочет дать добру дорогу,
Всех возлюбить и всех простить»!
(Эпикур. «Лактениус». 13,19с.)


Но этот вывод порождает
Вопрос резонный и прямой:
Зачем Бог зло не устраняет
Своей, могущей всё, «рукой»?

И что за цель мой Бог поставил,
Такую жизнь определив,
Где мимо бедствий и страданий
Мне невозможно не пройти?

Не любопытство это просто,
А личный иск: «Зачем мне жить?»,
Который рано или поздно
Творцу мог каждый предъявить.




Не лучше ль вовсе не родиться?
Или до времени уйти
Из жизни этой? Не мириться
С предначертанием судьбы.

* * *

Развеять в Боге все сомненья
Дано пророкам и жрецам,
Всем идеологам Ученья –
Религиозным мудрецам!

Всё дело в том, и в том уловка,
Что жизнь земная лишь пролог,
Экзамен в рай иль в ад путёвка,
А вот куда – решает Бог!

Жизнь человека, словно выстрел,
По меркам возраста Земли,
Не мало мы живём, а быстро,
Мелькают жизней огоньки.

Про связь земной и вечной жизни,
Ещё шесть тысяч лет назад,
Жрецы Египта говорили
И донесли нам в письменах.

Так, повинуясь высшей силе,
В Загробный мир душа летит,
Бог Солнца Ра, и Тьмы – Озирис
Определяют путь души.

Им в этом деле помогает
Богиня честности Маат,
Её весы всю правду знают,
И уж, конечно, не грешат.

На левой чаше в виде сердца
Располагается душа.
Рисунок древнего умельца
На правой вывел край пера.

Сравнив всё доброе и злое,
Что сей умерший совершил,
Решается: чего достоин
Он после смерти. Час пробил!

В душе добро преобладает?
Тебе к блаженству путь открыт,
В те райские сады Илау,
Где неземной покой царит.


Зло перевесит – жди мучений,
Или чудовище сожрёт,
Оно огромной страшной тенью
Здесь у весов сидит и ждёт.

Ну, это ясно, тут всё честно:
Воздастся по делам твоим.
И всё же, очень интересно,
Кто мир-то создал злым таким?

В дошедшей к нам литературе
С времён постройки пирамид,
В древнейшей на Земле культуре
Есть интересный манускрипт.

В нём автор смело, доже строго,
И каждый пункт имеет вес,
Ответ даёт устами Бога,
Вот так звучит дословно текст:

«Я сотворил четыре дела,
И в каждом вижу только прок,
Я сотворил четыре ветра,
Чтоб каждый надышаться мог.

Я сотворил разливы Нила,
Любой чтоб пользовался сим.
Я создал человека сильным,
Чтоб он любил и был любим.

Вселил я в сердце людям душу,
И разум, чтоб в неё смотреть,
Способность слово Бога слушать
И помнить Запад (то есть – смерть)».
(Цитата по Франкфорт Г.А. и др. «В преддверии философии» М., 1984. с. 108)


Вот так! Всё просто! Бог не винен
В рождении земного зла,
Он людям «малым и великим»
По равной мере шлёт добра.

Бог наделил людей свободой,
Свободой выбора их дел,
И вот они, с осанкой гордой,
Идут и ищут свой удел.

Жизнь человека на планете
И тягостна, и бед полна,
На муки и страданья эти
Сам человек обрёл себя.



Но, нас в Египте успокоят:
Смысл в жизни, несомненно, есть,
Ты после смерти жди покоя,
Твори добро и помни честь.

То делай, что угодно Богу,
И милость Бога заслужи,
Готовь при жизни в рай дорогу,
Вот в этом весь и смысл – жить!


Часть 3. Тысяча лет до Нашей эры. Древняя Греция.

Ведя такие рассужденья
О жизни, о добре и зле,
Необходимо, для сравненья,
Искать ответ в другой стране.

О, Греция! Философов соцветье!
Чудесных мифов и легенд букет!
И первое тысячелетье
(До Нашей эры) – их рассвет.

В те времена была доктрина,
Что после смерти все равны,
И прямо в Царствие Аида
Все души перейти должны.

Там всё равно – герой ты, царь ли,
Чем смог Богам ты услужить,
Обделена душа правами,
Судьба – навечно здесь почить.

Но вот, бродяге Одиссею,
Свершив таинственный обряд,
Всё ж удалось из Подземелья
Ахилла вызволить назад.

Сказал он, к тени обращаясь:
«Ты снова царствуешь, Ахилл!
Тебя утешить я стараюсь,
Велик ты, как при жизни был».

Душа Ахилла отвечает:
«Мне утешенья в смерти нет,
Была бы плоть моя живая,
Я б всё отдал, чтоб видеть свет.





Готов подёнщиком на поле
Свой хлеб насущный добывать,
Чем здесь, безропотно, безвольно
Теней мученья созерцать».
(Гомер. «Одиссея». Х.145с,ХI.458-492с.)


Такой итог земных страданий
Не очень-то прельщал народ,
Необходимо обещанье,
Что смерть не только в мрак ведёт.

И вот уже к восьмому веку
(до Нашей эры речь пока)
В религию у древних греков
Вселилась светлая мечта.

Элизия – страна «блаженных»,
Но скрытых в тайне, островов,
Пристанище всех душ нетленных,
Достойных милости Богов.

Идея о Суде Загробном
Была, конечно, не нова,
С Египта, может и с Востока,
Она до Греции дошла.

А судьи кто? Вопрос известный.
Кто непредвзятости гарант?
Судьбу решают дети Зевса:
Эак, Минос и Радамант.

Они стоят у врат Аида
И видят души все насквозь:
Кого какая ждёт планида,
Как жизнь прожил – то и сбылось.

В основе нового ученья
Лежит мораль и альтруизм,
Оно «придумано» Орфеем,
И называется – «орфизм».

Орфей, сын бога Аполлона,
Идейный, видно, был поэт,
Учил он так: «Ты к смерти в лоно
Готовься с самых юных лет.




Избавься от духовной скверны,
Сидящей в печени твоей,
В любых делах Богам будь верным,
И избежишь Тартар теней».
(Платон. «Государство»II.363с.)


Орфей, конечно, бард мифичный,
Но «орфикам» дал имя он,
И представителем типичным,
Из их плеяды, был Платон.

Сократу – друг, поборник истин,
Платон немало записал
Для нас оригинальных мыслей,
Что друг лишь устно излагал.

Вот, например, про «отрешенье
души от тела» разговор,
Идейное нововведенье
Рождает интересный спор.

« - Скажи, Сократ: вот смерть настала,
И мы лишаемся всего?
Теряем разум, душу, тело,
И обращаемся в «ничто»?

Людей ещё вопрос волнует:
Что приключается с душой?
Она уже не существует,
Покинув тело – кокон свой?

- Ах, друг Платон, я так отвечу,
Цепочку логики развив,
Да, несомненно, будет вечной
Жизнь наших душ, и путь красив.

В природе множество явлений,
Весьма различных меж собой,
Но их единство в то же время,
Важнейшую играет роль.

Так, есть период «засыпанья»,
Активность переходит в сон,
А есть обратный – «просыпанье»,
И вновь мы бодрость обретём.

От жизни к смерти – «умиранье»,
Но, аналогию продлив,
Я заявляю: «оживанье» -
Души прекраснейший порыв!»
(Платон. «Федон»:70а-72е)


Да, греки тоже утверждали:
Со смыслом наша жизнь течёт,
И всех «награда» ожидает»,
Кто в добродетели живёт.



Но, а на сколько добродетель,
Благоразумие идей,
И всё, что есть на этом свете,
Зависит от самих людей?

Платон и это объясняет:
«Все нити у Богов в руках,
И, дёргая за них, играют
Они с людьми, вселяя страх.

Одним невидимым движеньем
В нас Боги зажигают страсть,
Ведя к порочным наслажденьям,
Иль заставляя врать и красть.

И в то же время им подвластно
Направить нас на путь добра,
К делам и помыслам прекрасным…
Богам лишь прихоть, нам – судьба!

В существовании посмертном
Всех грешников в Аиде ждут,
А праведники, несомненно,
В раю блаженство обретут».
(Платон. «Законы»I.644а-645с)


Не возникало бы вопросов,
Но поражает резюме,
В котором греческий философ
Противоречит сам себе:

«Способен человек и должен
Искать ту «золотую нить»,
Которая ему поможет
Достойно жизнь свою прожить».
(Платон. «Законы»VII.803с-804в)


А Боги?! Знать, не всё в их власти!
Платону вывод сей простим,
Повинны мы в своих напастях,
Я лично здесь согласен с ним.


Часть 4. VI век до Нашей эры. Древняя Иудея.

А что «смысл жизни» для евреев?
С какой мольбой идут к Стене
В благословенной Иудее,
В обетованной той земле?

В стране той, что объединила
Многострадальнейший народ,
Но не смогла укрыть от мира…
Когда ж Мессия к вам придёт?

До Нашей эры постоянно
Израиль много сотен лет
Под гнётом был гостей незваных,
Принесших людям много бед.

Неоднократно: ассирийцы,
Египет, персы, Вавилон
В страну вторгались, смяв границы,
И объявляли свой закон.

В четвёртом веке Александр
Все царства скопом захватил,
Смертельную назначив кару
Для тех, кто подать не платил.

Поборами же занимались
Не македонские войска,
Налоги рьяно собирали
Первосвященники сполна.

Служители Святого Храма
Завоевателям в казну
Безжалостно, порой кроваво,
С народа выбивали мзду.

Что ж человеку оставалось?
В тревоге жить день ото дня?
Естественно, сомненье вкралось:
А не забыл ли Бог меня?

Вставали страшные вопросы:
Что Бог с народом сотворил?
С которым, говорят пророки,
«Завет» священный заключил?

«Молитесь Богу, в Бога верьте,
Завет – взаимный договор,
А Яхве всех спасёт евреев
И даст язычникам отпор»!
(Книга Исаии. 10:25)
Но современники пророков
Не очень верили тому,
Что для спасения «немного
осталось ждать» свою мечту.

И если те, что потерпимей,
Просили Бога: «Поспеши,
Чтоб, наконец, смогли мы видеть
Дела спасения Твои».
(Книга Исаии. 5:19)


То те, кто веру потеряли,
Кричали: «Мы уже не ждём!
Сегодня ешьте, пейте с нами,
А завтра всё равно умрём»!
(Книга Исаии. 22:13)


Отчаянье простолюдина
Лишь обострялось от того,
Что не была ясна картина,
Что после смерти ждёт его.

Ведь поначалу в древней Торе
Всё обещалось для живых:
Отступникам – немало горя,
А верных Яхве – благ больших.

Но Тора только обещает,
В действительности – всё не то:
Благочестивый прозябает,
А нечестивец всласть живёт.

Умершим душам – путь единый:
В «Шеол», под землю, в полный мрак,
И там навечно вместе сгинут
Богач и бедный, царь и раб.

«Вся жизнь – обман, а смерть – забвенье,
Безрадостны и тьма, и свет,
Так пусть покой и избавленье,
Раз смысла в этой жизни нет»!
(Книга Иова. 3:17)


И всё же, тягостные мысли
Не в состояньи заглушить
Извечный поиск счастья в жизни
И стимул жизнью дорожить.




Хиллеля мудрого спросили:
«В чем счастье в жизни нам скажи»?
Ответил тот в еврейском стиле,
На сей вопрос задав свои.

Но, если вдуматься в вопросы,
Их смысл глубокий разрешить,
Открыть в себе свои запросы,
То ты найдёшь и смысл жить.

Вот что сказал мудрейший равви:
«А если я не для себя
Творю добро под небесами,
То кто же будет для меня?
Но, если только для себя,
То кто же в этом мире я?
И если не найти сейчас,
Когда ж наступит счастья час»?
(Пиркей Авот. 1:14)





Заключение.

В коротких изречениях от равви,
Религии, по сути дела, нет,
Нет ожиданья свыше воздаяний
А лишь намёк: есть выбор и обет.

Есть выбор своего существованья,
И в этом смысл: «не только для себя»,
И есть обет: привлечь своё сознанье,
К делам, достойных собственного «Я».

Ведь человек жить простаки обязан
Для близких, дальних и других людей,
И с современниками временем он связан,
И с будущим, как искорка идей.

«Узнал и я, что нет иного счастья,
Чем радоваться жизни на Земле,
Творить добро любому в его власти,
И созидать дано тебе и мне».
(Книга Экклезиаста. 3:12)


Куда б не обращались мы с вопросом
С времён древнейших и в любой стране,
Повсюду скажет местный вам философ,
Что счастье не придёт к тебе извне.

«Есть два желанья, исполнения которых,
Составить может счастье для тебя:
Всегда полезным будь и дел не бойся новых,
И совесть будет пусть спокойна и чиста».
(Л.Н.Толстой. «Исповедь»)



Алексей Гусельников. Авг.- окт. 2010. Новосибирск.









Мнение посетителей:

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя:*
E-mail:
Комментарий:*
Защита от спама:
два + девять = ?


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ