Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
20 апреля 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
Катится колобок, за версту вкусно пахнет, от масла на солнце сияет, изюм сквозь корочку проступает.
Попадается на дороге Волку. Волк прибалдел, спрашивает его:
- Колобок, что с тобой? Ты чего такой навороченный?
- Работу хорошую нашел. В казино, Шариком.


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

Забела-Врубель Надежда Ивановна
Забела-Врубель Надежда Ивановна
Забела-Врубель Надежда Ивановна
1 апреля 1868 года - 4 июля 1913 года

Биография

В декабре 1895 года известный только узкому кругу художник Михаил Александрович Врубель отправился в петербургский Панаевский театр. Там проходили гастроли труппы московского театра мецената С.И. Мамонтова. Давали оперу "Гензель и Гретель". Была репетиция - актеры пропели несколько фраз, как был объявлен перерыв. Прима театра - двадцатисемилетняя Надежда Ивановна Забела разговаривала за кулисами с другой певицей, когда за кулисы вбежал невысокий человек, склонился к ее рукам, и, целуя их, прошептал: "Прелестный голос!" Надежда Ивановна вздрогнула, покраснела и отдернула руки. "Наш художник, Михаил Александрович Врубель, - объяснили ей, - человек экспансивный, но вполне порядочный". Врубель выпрямился, улыбнулся певице и … оказывается, бывает и такое - влюбился с первого взгляда.
С тех пор он не отходил от нее не на шаг. Она остановилась у своей сестры - и Врубель неизменно появлялся там каждое утро. И ждал ее. Намерения его были совершенно серьезны - казалось, для себя он решил все сразу и бесповоротно. Он вскоре предложил ей, как раньше принято было говорить, руку и сердце. Надежда Ивановна немного покапризничала: загадала, что если Врубелю удастся eе портрет, то она согласится. Акварель "Гретель" удалась. И в жизни художника появилась Муза, Счастье и Радость.
Современники утверждали, что она была красавицей: "Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза сказочные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки…" (М.Ф.Гнесин).
Тридцатидевятилетний Михаил Александрович хоть и был невысокого роста, но тоже был вполне симпатичным человеком, настоящий барин во вкусах и привычках, джентльмен с безукоризненными манерами, невероятно начитанный, блестяще образованный, говорил, господа, на восьми языках. Но никто бы его не назвал ловеласом или донжуаном.
Поженились они 28 июля 1896 года в Женеве, и вскоре после свадьбы едут в Харьков, где у Надежды Ивановны гастроли. В этом сезоне Врубель познакомился с театром очень близко и очаровался им навсегда.
Он создаст для жены целый мир вещей - по его эскизам будут сделаны не только театральные, но и повседневные костюмы. Он сделает для нее необыкновенно красивую мебель в доме. А потом он начнет оформлять сцену и декорации к ее спектаклям. И какие это будут декорации!
Я вновь прислушаюсь к их современникам: "Михаил Александрович всегда собственноручно одевал Надежду Ивановну с чулка до головного убора, для чего приходил в театр вместе с Надеждой Ивановной за два часа (как это и полагалось) до начала спектакля… Обыкновенно Врубель, после того, как Надежда Ивановна была одета, готова к выходу, спешил занять свое место в партере (3-й ряд, артистический). Я часто бывала его соседкой и могла наблюдать за ним. Врубель всегда волновался, но с появлением Надежды Ивановны успокаивался и жадно следил за игрой и пением своей жены. Он ее обожал!" (оперная певица М.А.Дулова).
А зимой чета Врубель познакомилась с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Надежда Ивановна пела партию Царевны Волховы в его опере "Садко". Римский-Корсаков был очарован голосом и актерским обаянием.
И началось великое творческое содружество композитора, певицы и художника. Врубель был не только художником-постановщиком многих спектаклей, но и помогал Надежде Ивановне создавать образы, давал верные и тонкие замечания. Он пишет в 1989 году Царевну Волхову "Прощание Царя Морского с Царевной Волховой", в 1899-1900 создает несколько майоликовых вариантов Волховы, в 1904 - еще одну "Царевну Волхову".
B 1898 году наступил звездный час театра Мамонтова. Н.И. Забела-Врубель пела в операх Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка". Ее так и называли: "певица Римского-Корсакова и утверждали, что на сцене видели не солистку, не певицу - это была сама Снегурочка, дочь Весны и Мороза.
Римский-Корсаков в жизни был человеком, мягко говоря, не чувствительным, он был строг со всеми, сух и педантичен. Но он преображался, когда речь заходила об искусстве певицы. "Римский-Корсаков… над моим пением так умилялся, что даже трогательно. Он говорил так мне: "Когда я слушаю Вас, мне приходят в голову всякие сентиментальные мысли - что будет же время, когда Вы перестанете петь и унесете с собой секрет этих чудесных звуков!"
Весной 1898 года Римский-Корсаков создает для Забелы-Врубель один шедевр за другим. А осенью он создает еще два произведения: "Сон в летнюю ночь" с посвящением Михаилу Александровичу и "Нимфу" с посвящением Надежде Ивановне. Это был подарок друзьям и дань восхищения и уважения творцам истинной красоты.
22 октября вся театрально-музыкальная Москва была взволнована и очарована. Давали премьеру "Царской невесты". Все знали, что опера и декорации создавались для певицы Забелы-Врубель.
"Вчера я была в опере, слушала второй раз "Царскую невесту". Какая дивная, тонкая, изящная музыка! И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Я так хорошо плакала в последнем акте - растрогала она меня. Она удивительно просто ведет сцену сумасшествия. Весь образ Марфы полон такой нежности, лиризма, теплоты - просто из головы у меня не выходит. Опять пойду ее слушать".(О.Л. Книппер-Чехова)
Через год на той же сцене была новая премьера: "Сказка о царе Салтане". Москва шумела, публика была в восторге, автор - счастлив. "Миша очень отличился в декорациях "Салтана", и даже его страшные враги - газетчики - говорят, что декорации красивы, а доброжелатели прямо находят, что он сказал новое слово в этом жанре" (из письма Надежды Ивановны сестре).
Весной 1900 года, пока певица разучивала партию Царевны-Лебедь, Врубель создал свое знаменитое полотно.
Но над счастливым семейством нависли тучи болезни: близкие стали замечать, что Михаил Александрович стал необыкновенно мнителен и раздражителен, не мог слышать никакой критики в свой адрес. Его начали мучить сильные головные боли.
В 1901 году у них родился желанный и долгожданный сын. Мальчик родился с небольшим дефектом верхней губы - все уверяли, что малыш необыкновенно мил и эта неправильность его нисколько не портит, но Врубель переживал это очень сильно.
Год спустя был готов знаменитый "Демон" - с огромного полотна на зрителя смотрела неземная красота и нечеловеческая грусть. Работу увезли для выставки в Петербург, но даже в выставочном зале Врубель, неудовлетворенный делом рук своих, все переписывал и переписывал картину. Очевидцы с мистическим ужасом наблюдали перемены в лице Демона - то глубокая печаль, то отчаяние, то сумасшедшее и страшное, чему и слова подобрать трудно.
Зимой этого года Надежда Ивановна пришла к ужасающему открытию: "Мне кажется, что мой муж сходит с ума!" Добились приема у самого доктора Бехтерева - он подтвердил страшный диагноз.
Чем дальше прогрессировало заболевание - тем больше была работоспособность художника. Он почти не выпускал из рук кисти или карандаша. В его голове с пугающей быстротой возникали невероятные, безумные замыслы. Жить с больным человеком стало невозможно. Маленького сына было решено отвезти к родственникам в Рязань. Врубелю стало совсем худо - прямо с поезда его отправили в психиатрическую клинику. Сразу же Надежда Ивановна похоронила своего отца и у нее тяжело заболела мать.
Невероятно, но все эти события не сломили ее не как человека, ни как певицу.
Осенью 1902 года на сцене все той же Частной оперы Саввы Мамонтова возобновляется чудесная "Снегурочка", а зимой Надежда Ивановна солирут в новой опере Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный". Вся пресса единогласно признала, что спектакли прошли в атмосфере праздника и красоты, "в натиске восторга", "единодушном порыве", Забела-Царевна "была озарена каким-то нечеловеческим светом".
Сама же актриса пишет в эти дни Римскому-Корсакову: "Вообще, неимоверно тяжело жить на свете, и я часто думаю, что у меня скоро не хватит энергии петь и бороться за существование". Господа, это все слова, но за ними стоит высшее мужество, и я не всегда понимаю, почему у этого слова такой корень.
А Врубелю становится легче, его отправляют в Крым к родственникам, потом друзья зовут их отдохнуть в свое имение под Киевом. Перед отъездом серьезно простудился и заболел сын Саввочка, понадеялись на целительный южный деревенский воздух. Но малыш не поправился. 3 мая 1903 года на семью обрушился еще один удар - страшнее не придумаешь - мальчик умер.
Надежда Ивановна выстояла, а у Врубеля начался кризис. Больше года он провел в клиниках. В лечебнице Сербского ему помогли, наступило долгожданное улучшение. Врачи советовали ему по возможности, не оставлять живописи. И Врубель, как только приступы его оставляли, брал в руки грифель, кисти или карандаш. В этот тяжкий для них период он пишет знаменитый "Портрет Н.И.Забелы на фоне березок" и невероятной красоты Шестикрылого Серафима". Работает над циклом рисунков из больничной жизни. Появилась надежда на выздоровление. Михаила Александровича выписали домой, Надежда Ивановна получила приглашение в Петербург, в Императорскую Мариинскую оперу. Но то ли певица пришлась не ко двору в северной столице, то ли сил после всего пережитого уж не было, но проявить себя на сцене так, как раньше, она не смогла.
Врубель работал, как одержимый: писал портрет жены: "После концерта", несколько автопортретов. Делал эскизы для костюмов к операм. Отвлекать себя позволял только жене - она водила его на обязательные ежедневные прогулки.
Год спустя в Париже проходили знаменитые Русские сезоны. Дягилев выделил в своем Осеннем салоне большую залу. Успех был необыкновенный - такой называют "восторженный" и "феерический".
Интенсивность, с которой творил художник, не могла не сказаться на его неустойчивом здоровье. Снова появились раздражительность, галлюцинации, странная разговорчивость. Из Москвы был вызван лечащий врач Усольцев. 5 марта Врубель простился с любимыми и дорогими людьми, повидался с другом юности и своим учителем профессором Чистяковым. Поросил Надежду Ивановну надеть для него платье, в котором он изобразил ее на картине "После концерта", сходил на выставку Нового общества художников. Вечером под наблюдением доктора поехал в Панаевский театр, в тот самый театр, где он встретил впервые свою Музу и Любовь.
И отправился в клинику. Осенью, в один из мигов просветления он напишет жене, неожиданно назвав ее по имени-отчеству и на "Вы": "Позвольте, уважаемая Надежда Ивановна, перед предстоящей нам разлукой от всего сердца благодарить за ту ласку, которую я видел от Вас. Вы знаете, какой приговор должен состояться надо мной, с содроганием смотрю в свое будущее".
Да, господа, самое страшное, что иногда сознание полностью возвращалось к нему и он отчетливо и здраво понимал, что происходит. А Надежда Ивановна не оставляла его - самыми светлыми минутами своей угасающей жизни он был обязан ей - она приходила к нему, читала ему, пела. Ее голос был с ним до последних минут.
Неподвижный, измученный, лежа на матрасе, наполненном водой Врубель ждал смерти. За два дня до конца он пришел в себя, встал, привел себя в порядок, попрощался с женой и сестрой, целуя их руки. Ночью подозвал санитара и сказал: "Николай, довольно мне уже лежать здесь - поедем в Академию". Через сутки он уже лежал в гробу в зале Академии художеств. Хоронили Врубеля з апреля 1910 года.
А Надежда Ивановна ненадолго пережила своего мужа. Те несколько лет, которые уготовила ей судьба, она посвятила двум великим Художникам, для которых она была Музой-вдохновительницей - Михаилу Александровичу Врубелю и Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Она выступала с лекциями-концертами - пела сочинения своего любимого композитора и рассказывала о творчестве своего любимого художника. 20 июня 1913 года Петербург в последний раз аплодировал выдающейся артистке. Она заболела и умерла в ночь после концерта.


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ