Случайный анекдот: | Все великие люди потому и были великими, что им не приходилось каждое утро тащиться на работу. На их домах так и написано: "В этом доме ЖИЛ и РАБОТАЛ ..." |
|
|
Сегодня на сайте 1153 биографий
| | |
Биографии. История жизни великих людейНа этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
НАЗАД
Люлли Жан Батист
Люлли Жан Батист
28 ноября 1632 года - 22 марта 1687 года
Биография 28 ноября 1632 в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Люлли (Lulli) и Катерины дель Серо родился сын, названный Джованни Баттиста. Он рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии и превосходно танцевал. Его первый учитель музыки был францисканский монах. В 13 лет он покинет Флоренцию и больше сюда никогда не вернется.
Впервые Люлли приезжает во Францию в марте 1646 г. в свите Роже Лотарингского, шевалье де Гиз в качестве слуги племянницы герцога, мадмуазель де Монпасье, которой нужен был кто-то, чтобы практиковать итальянский язык. Он быстро завоевал доверие хозяев и был поставлен к м-ль де Монпасье пажом.
В 1653 г. терпит поражение Фронда против Луи XIV, одним из лидеров которой была м-ль де Монпасье. Ее ожидает ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли просит освободить его от должности и возвращается в Париж.
Спустя три месяца он танцует в "Балете ночи" Исаака Бенсерада при дворе юного Луи XIV. Люлли произвел благоприятное впечатление на короля, и спустя несколько месяцев Джованни Баттиста заменил итальянца Ладзарини в должности "композитор инструментальной музыки короля".
В возрасте 20 лет Люлли начинает службу при дворе короля, сочиняя музыку к придворным балетам и танцуя в них вместе с королем. Изначально, он отвечает только за инструментальную музыку, но достаточно быстро он берет в свои руки всю работу над балетами. Среди них - "Балет о Времени", "Балет Времен года", "Балет Альцидианы" и другие.
В 1655 г. Люлли организовывает ансамбль «Малые скрипки короля» («Des Petits Violons»)
Влияние Люлли при дворе постоянно растет. В 1661 г. он получает французское гражданство (при этом изменяет в своей биографии статут отца, повысив его до флорентийского дворянина, и фамилию с итальянской Lulli на французскую Lully.) и должность "композитор камерной музыки короля". Наконец, в 1662 г. Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера. Их свадебный контракт подписан Луи XIV и его матерью Анной Австрийской.
В 1658 г. в Париже дебютирует Мольер. В 1663 г. Людовик назначает ему пенсию в 1000 ливров, как "превосходному комическому поэту" и заказывает пьесу, где он сам будет танцевать. Мольер сочиняет комедию-балет "Брак поневоле". Под его руководством работают хореограф Бошан и люли.
С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество двух великих Художников. Вместе они сочинили "Брак поневоле", "Господин де Пурсоньяк", "Великолепные любовники", "Принцесса Элидская", "Любовь-целительница", "Жорж Данден" и, наконец, "Мещанин во дворянстве"
14 октября 1670 г. в замке Шамбор состоялась премьера их лучшей совместной комедии-балета «Мещанин во дворянстве», а 28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Жаном Батистом Люлли в роли Муфтия.
3 марта 1671 г. в Париже состоялась премьера
первой французской оперы "ПОМОНА",
написанной композитором Пьером Перреном на либретто Робера Камбера.
Это даже была не опера, а, скорее, пастораль, но она имела фантастический успех у зрителей, выдержав в Академии оперы, на которую у Перрена был 15-летняя привилегия короля, 146 (!) представлений. Несмотря на это, Перрен разорился, и был посажен в тюрьму.
Люлли очень тонко почувствовал настроения публики и, что важнее, короля. Он бросает Мольера и в 1672 г. выкупает у Перрена привилегию и, получив у короля ряд специальных патентов, получает полную власть над французской оперной сценой. Тем самым, он убрал с пути всех конкурентов, в том числе Мольера. Последний не пережил предательства Люлли, немилости короля и потерю благосклонности публики. Мольер умер в начале 1673 г. Первой "трагедией на музыке" стал "Кадм и Гермиона", написанная на стихи Филиппа Кино. Сюжет был выбран королем. Премьера оперы состоялась 27 апреля 1673 г. в Пале-Рояль, где еще 2 месяца назад умирал на сцене Мольер. Главной особенностью его опер стала особая выразительность мелодий: сочиняя их, Жан-Батист ходит смотреть игру великих трагических актеров. Он записывает в нотах их драматическую декламацию и, затем, воспроизводит ее в своих сочинениях. Он сам подбирает себе музыкантов и актеров, сам воспитывает их. Он сам репетирует свои оперы и сам дирижирует ими со скрипкой в руках. Всего он сочинил и поставил в театре 13 “трагедий на музыке”: “Кадм и Гермиона”, “Альцеста”, “Тезей”, “Изис”, “Беллерофон”, “Прозерпина”, “Ахилл и Поликсена”, “Персей”, “Фаэтон”, “Атис”, “Амадис”, “Роланд” и “Армида”.
15 февраля 1686 г. в Пале-Рояль была впервые исполнена последняя и лучшая опера мэтра “Армида”, написанная на сюжет Т.Тассо. Стихи к трагедии сочинил Ф.Кино, декорации выполнил Берэн. В главных ролях выступили м-ль Лерошуа в заглавной роли, м-ль Моро (Сидони), м-ль Дематэн (Фенис), тенор Дюмениль (Рено), бас Дюн (Идрао). На премьере присутствовал великий дофин, но король не приехал. После тайного венчания с м-м де Ментенон жизнь короля стала более сдержанной, пуританской, и кампаньон юношеских безумных похождений, Люлли, стал не нужен.
8 января 1687 г. Люлли, выступая в честь выздоровления короля после операции, в избытке энтузиазма поражает палец ноги наконечником трости, которую он использует, чтобы отбивать такт. Рана развилась в нарыв и началась гангрена.
Композитор умер 22 марта 1687 г. в возрасте 55 лет.
|
|
|
Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru
| |
| | |
| |
|
|