Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
29 марта 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
Девушка говорит парню:
- Вань, ты такой умный, находчивый! Ты так много историй знаешь, с тобой так интересно всегда!
- Маш... я нормальный, просто ты дура!


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

Брюллов Карл Павлович
Брюллов Карл Павлович
Брюллов Карл Павлович
12 декабря 1799 года - 23 июня 1852 года

История жизни

В мастерской остро пахло свежими красками. Он каждый день разводил их заново, но на полотно в лучшем случае ложилось лишь несколько мазков: Карл пытался и все никак не мог закончить портрет Графини Юлии Самойловой. Прекрасное лицо, что смотрело на него с картины, хранило какую-то мучительную, чудесную тайну, разгадать которую было очень важно. " В тот день, когда это произойдет, я сумею завершить работу, - думал художник. - Но возможно ли постичь эту божественную женщину?"
Карл Брюллов родился 12 декабря 1799 года. Родился в Петербурге в семье академика Академии художеств Павла Ивановича Брюллова. Его настоящая фамилия - Брюлло. Такая фамилия была у них, когда еще прадед был приглашен императрицей на фарфоровый завод лепщиком глины. Затем в роду появились граверы и, наконец, когда от второго брака у преподавателя академии художеств Поля Брюлло появились сыновья, решение было одно - будут художниками!
Карлуша был старшим: Рос он хилым ребенком, и когда светило неяркое петербургское солнышко его выносили на травку. Едва он подрос отец подарил ему карандаши и, будучи строгим человеком, ставил условие - пока не будут нарисованы 20 лошадок - завтрака не будет! Мальчик набрал силенок и уже скоро стал непоседой.
Рисовать не хотелось и однажды за невыполненное задание отец стукнул его по голове. Удар был настолько сильным, что с тех пор Карл больше не слышал одним ухом! Он постоянно наклонял голову и в автопортрете мы видим этот наклон, но со свойственным только Карлу шармом.
Вместе с братом Александром он был отдан в Академию живописи , где провел 9 лет обучения. Карл рисовал легко, и многие ученики просили поправить работы, чтоб получить пятерку. Ватрушка за рисунок - такова цена правки! Карла любили, но на все похвалы он отвечал: " Вон брат Сашка талант, а я что."

Время пролетело быстро и вот выпускная работа: Академики молча смотрят на "Нарцисса". Спору нет, Брюллов - гордость академии, будущая слава России! Брюллов закончил Академию с Первой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени "со шпагою" и целую пригоршню медалей разного достоинства.
В августе 1822 года Карл вместе с братом Александром стали первыми пенсионерами незадолго до этого возникшего Общества поощрения художников. Единодушно решено было послать их на стажировку в Италию, но к фамилии прибавили "в" - что б была более русская.
В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. В 1822 году Карл Брюлов выехал в Рим, расчитывая там остаться только на 3 года, но стажировка его продлилась 12 лет. В Италии известность Карлу принесли его 2 первые картины "Утро" и "Полдень". А заказная работа "Всадница" принесла уже славу!
В конце 1820-х годов уже прославленный живописец Карл Брюллов перебрался из Рима в Милан. В те дни молодой художник переживал мучительный разлад с собой: тоска по России нарастала, но вернуться на родину он не мог. И причиной тому были не только творческие планы, но и глубокие личные переживания...
Кажется, совсем недавно он впервые переступил порог шикарного дворца графини Юлии Самойловой, но образ этой красавицы с противоречивым характером уже отпечатался в его сердце. Ему кажется или она действительно на его долгие внимательные взгляды отвечает своими - нежными и одновременно вызывающими к решительным действиям? Нет, скорее всего, это просто фантазия, ведь рядом с ней столько знаменитых и красивых мужчин: Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Пачини! Что ей скромный российский художник, чья слава осталась далеко, в Петербурге!
А Юлия... О ней говорят столько дурного, что он просто не может поверить. Неужели эта великосветская красавица, дочь генерала, внучка двух графов (Палена и Павла Скавронского, внучатого племянника Екатерины Первой) и графини Екатерины Энгельгардт, могла своим поведением бросить вызов свету и даже впасть в немилость у императора! Что он, Карл, знал о ней? Только то, что огромное состояние досталось Юлии от графа Литты, второго мужа ее бабушки Скавронской. Говорят, она вросла в его доме, поскольку рано лишилась матери. Она увлекалась музыкой и, оставив 5 летнюю дочь, уехала в Париж.
Юлия выходит замуж за графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютант лейб-гвардии Преображенского полка, но он недолго был любим юной женой. Их брак распался, и прекрасная графиня удалилась в свое имение Графская Славянка близ Павловска.
Об этом периоде ее жизни и ходят самые неприятные слухи. Говорят, она беспрестанно меняла любовников. Ежедневно в ее доме гостило не менее дюжины молодых офицеров, петербургских повес, заезжих иностранцев, светских львов и знаменитостей. Шампанское лилось рекой, забавы превосходили все границы дозволенного... Дело дошло до того, что сам государь потребовал от Юлии продажи имения, что она и исполнила, но при этом сказала: "Ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и где бы она ни была, будут продолжать к ней ездить."
И здесь, в Италии, куда эта непредсказуемая женщина переселилась, оставив российскую столицу и тянущийся за ней шлейф сплетен. Брюллов видит, на сколько Юлия была права. Вот и он, забросив кисти и холсты, все ездит и ездит в ее миланский дворец, не зная, чем это невероятное притяжение закончится, и ни на что не надеясь.
Карлу Брюллову было свойственно иногда недооценивать как собственный талант, так и силу своего обаяния. Хотя за внешностью молодого эллинского бога скрывался, как писал один из современников, "космос, в котором враждебные начала были перемешаны и то извергались вулканом страстей, то лились сладостным блеском. Он весь был страсть, он ничего не делал спокойно, как делают обыкновенные люди. Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больше".
Известна история, как из-за несчастной любви к нему бросилась в Тибр и утонула молоденькая девушка Анриенна Демулен. Нельзя сказать, что Брюллов остался вовсе равнодушен к смерти юной девушки. Но примерно в это же время он знакомится с дивно красивой, невероятно богатой, экстравагантной, часто бросавшей вызов общественному мнению графиней Юлией Павловной Самойловой. Их словно соединил рок. Как раз тогда же в салонах Рима шептались о "бедном корнете Эммануиле Сен При", которые не перенес ее холодности и застрелился.
...Юлия Самойлова ответила на его любовь. Но то чувство, которому суждено было соединить их на долгие годы, оказалось на столько своеобразным, что подлило новую порцию масла в и без того бушевавший огонь светских сплетен, не утихавших в Петербурге, несмотря на удаленность от Италии.
В ту пору Юлия освободилась от очередных брачных уз, но казалось, что ни она, ни экстравагантный модный живописец не только не стремятся к семейному союзу, но даже и не думают о нем. А между тем не скрывают своих близких отношений. По мнению знавших ее людей, в те годы графиня резко изменилась. Привыкшая повелевать, к Брюллову она относилась как к жрецу высокого и вечного искусства и чувствовала себя рядом с ним пылкой поклонницей. "Никто в мире не восхищается тобою и не любит так тебя, как твоя верная подруга..." - писала она художнику.
Поначалу они всюду появлялись только вместе. Яркая, статная красавица и невысокий экспансивный Карл были запоминающейся парой. Вдвоем они путешествовали по Италии. Но и в разлуке их тяга друг к другу не ослабевала. "Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе приверженная Юлия Самойлова" - письма, содержащие подобные признания, находили художника, где бы он ни странствовал вдали от подруги.
Но между тем на личную свободу никто из них по-прежнему не посягал. "Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам", - признавалась Юлия позже. Их отношения были выше привычных представлений о морали. Даже ревность была им чужда, более того, они никогда не скрывали друг от друга своих любовных похождений, которые время от времени случались. "Скажи мне, где живешь и кого любишь? Нану или другую? Целую тебя и верно буду писать тебе часто", - обращалась Юлия к своему возлюбленному.
Ни кратковременные разлуки, ни романчики не могли сделать их отношения менее нежными. Доказательством тому служат письма графини, адресованные художнику, и его картины. Черты Юлии, как наваждение, появлялись тогда во многих работах Брюллова. Так, в "Последнем дне Помпеи" - целых две героини с ее лицом. Есть на картине и он сам: златокудрый красавец с этюдником на голове, прикрывающийся от дождя из горячего пепла. Одним словом, почти "Титаник" Камерона - катастрофа и мелодрама. Возможно, Юлия же стала вдохновительницей знаменитого шедевра "Итальянский полдень". На многих рисунках художника так же угадывается облик его легендарной музы и любимой женщины.
Над грандиозным холстом "Последний день Помпеи" художник начал работать в 1830 году и в 1833 году закончил картину. Успех картины превзошел все ожидания. Ее экспонирование в Риме и Милане сделало Брюллова первым и одним из немногих русских художников, получившим мировое признание. В Петербург "Помпея" была привезена в 1834 году. Академия художеств признала ее лучшим созданием живописи XIX века.
Сегодня необычайно модно упрекать эту работу Брюллова в незавершенности, в огрехах композиции и колорита, в театральности и искусственности. Ее сравнивают с фильмами-катастрофами. Но "Помпея" - не только катастрофа, зашифрована здесь и романтическая история любви.
Осенью 1835 года Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I для занятия профессорской должности в Академии художеств. После двенадцатилетнего перерыва живописец возвращается на родину, встретившую его как национального героя, знаменующего будущий расцвет национальной живописи.
По возвращении Карла Петровича в Петербург он был принят Николаем I, с позволения которого Брюллов начал работу над историческим полотном "Осада Пскова". Для этого, через две недели после торжеств в Академии художеств в его честь, состоявшихся 11 июня, он отбывает во Псков.
Работа над картиной продолжалась почти восемь лет, но так и не была завершена. Мечта живописца - создать более значительное, чем "Последний день Помпеи" произведение - не сбылась, после чего он не обращался больше к историческим сюжетам.
Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеристик. В это время были написаны, например, портреты Е.П.Салтыковой, графа А.А.Перовского (Антона Погорельского), В.А.Жуковского, И.А.Крылова.
Нередко бывал Брюллов у Пушкина на Мойке, и поэт заглядывал в его мастерскую, рассматривал только что законченные работы, альбомные рисунки. Они тесно сошлись. Среди столичной публики даже ходил анекдот, что Пушкин будто стоял перед Брюлловым на коленях. А между тем - это достоверный факт. Известно, что в январе 1937 года Александр Сергеевич побывал в мастерской художника. Одна из акварелей привела Пушкина в восторг, и он попросил ее в подарок. Когда же Брюллов ответил, что работа уже продана, поэт в шутку опустился на колени, настаивая на своей просьбе. Чтобы как-то смягчить отказ, Брюллов предложил написать его портрет и назначил время первого сеанса. Увы, условленный день оказался следующим после роковой дуэли...
Он только что обвенчался с юной талантливой пианисткой Эмилией Тимм, и жизнь, казалось, сулит ему только хорошее. И вдруг удар: жена, которую он считал идеалом чистоты, была уличена в любовной связи, начавшейся еще до замужества. Карл почувствовал себя обманутым и оскорбленным. Судьба, совсем недавно осыпавшая его своими дарами, в одночасье отвернулась. Громкий скандал, унизительная молва не утихали.
Через два месяца после венчания по требованию Карла они с Эмилией расстались. Но неприятности, сыпавшиеся на художника как из рога изобилия, на этом не прекратились. Он потерял благосклонность друзей и приобрел неприязнь двора - ведь заказанный императором Николаем I портрет так и не был начат. В эти черные дни Юлия не оставила его: она была среди немногих, кто открыто поддержал художника. Но на этот раз расстояние между ними было слишком велико и разлука слишком долгой...
Графиня появилась в Петербурге лишь в 1839 году: скончался граф Литта и оставил ей огромное состояние, надо было вступать в права наследования. Какой была первая после долгого расставания встреча художника и его вечной возлюбленной? Время не раскрывает подобных тайн... Но именно тогда Карл Брюллов начал писать знаменитый "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини". Так же стремительно, как это изображено на картине, она по неизвестной причине покинула тогда Петербург. Судьбе было угодно, чтобы это была их последняя встреча.
В Петербурге Брюллов вел занятия в академии по классу исторической живописи. В это время достроили Исаакиевский собор. Карлу было поручено сделать и расписать своды храма. Огромный купол почти в 600 кв метров требовал огромного труда! Карл работал как одержимый! Но сквозняки и холод свалили его в постель. Шея его не двигалась, руки с трудом брали кисть. Врачи предупредили о необходимости немедленного лечения. И карл уехал на остров Мадейру. Оттуда он приехал в Италию, где и провел последние годы жизни.
Почти перед смертью он написал картину "Ночь над Римом", где с закрытыми глазами ткнул кистью в полотно и велел похоронить его в этом месте. Карл Брюллов умер 12 июня 1852 г. в местечке Марчиано, близ Рима. Многочисленные почитатели покойного на руках пронесли до кладбища Монте Тестаччо.
Прекрасный портрет "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини" так и оставшийся неоконченным, оказался у нее в Милане уже после смерти Карла Брюллова в 1852 году. Она им очень дорожила, впрочем, графиня восхищалась всеми творениями "дорогого и оплакиваемого Бришки" - как нежно звала она своего любимого. На целых 23 года пережила она Карла, но эти годы не принесли ей счастья: четырежды Юлия Самойлова была замужем, и все браки были недолговечными. В последний, четвертый раз графиня вышла замуж в 60 лет. Умерла она в Париже в 1875 году.




Карл Павлович Брюллов родился 12 декабря 1799 года. Предки Брюллова были обрусевшими выходцами из Германии. Отец, академик Павел Иванович Брюллов, состоял на службе в Петербургской Академии художеств как мастер резьбы по дереву. Жена его была деловой женщиной и отличалась домовитостью и уменьем вести хозяйство. В семье Брюлловых было трое сыновей - Александр, Карл, Иван и две дочери - Мария и Юлия. Александр стал впоследствии известным архитектором.
Карл рос болезненным мальчиком. До пяти лет он был прикован к постели. Взыскательный и требовательный, Павел Иванович очень рано начал приучать сына овладевать основами будущей профессии художника. Привлекал он Карла и для помощи в своей работе, воспитывая в нем качества труженика-профессионала.
В детском возрасте за какой-то проступок Карл получил от отца такую пощечину, что оглох и до самой смерти почти ничего не слышал левым ухом. Карл никогда не мог забыть этой пощечины. Однако иногда любил вспоминать о своем отце и сознавался, что отец развил его художественные способности. «Другие дети, - говорил он, - ходили из Академии домой повесничать, а мы дома работали более, чем в Академии. Отец мой был воплощенная деятельность, я никогда не видел его праздным; он вечно сидел в своем кабинете и стругал из дерева всякий вздор, а когда уставал работать, уходил в сад возиться с цветами и деревьями. Отец не приучал нас к нежностям и во всю свою жизнь поцеловал меня только один раз, когда я садился в дилижанс, чтобы ехать за границу».
Поступив в Академию художеств в 1809 году, Карл за короткое время не только обнаружил свои необыкновенные способности, но, что еще важнее, сделался наставником своих товарищей. Со второй половины академического курса Карл часто поправлял своим товарищам рисунки, которые они подавали на экзамены. Как правило, исправлением чужих рисунков он занимался по ночам и не даром товарищ, нуждавшийся в его помощи, должен был приготовить ему к началу работы ситник с икрой или с медом.
Окончив Академию с золотой медалью, Брюллов получил право на продолжение художественного образования в Италии. Ранние работы Брюллова, исполненные в первые годы пенсионерства, посвящены в основном мифологической и библейской тематике, вдохновлены античными образцами и не выходят за пределы художественной системы классицизма. Ко второй половине 1820-х годов относится целый цикл небольших картин, воссоздающих живые, увиденные художником бытовые сценки, такие как «Итальянское утро» (1824), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827) и «Полдень» (1831).
Во все периоды жизни художника портрет занимал значительное место в его творчестве. Молодой Брюллов создал целую серию портретов, отмеченных острой наблюдательностью, точных и лаконичных по изобразительной форме и вместе с тем овеянных поэтическим чувством. Уже в первых своих работах художник проявил способность выразить характер и передать типические особенности изображаемых им. Художник пишет «Автопортрет» (1833), портрет брата - А.П. Брюллова, акварельные портреты Олениных, групповые портреты княжны Елены Павловны с дочерью. В 1832 году Брюллов пишет знаменитую картину «Всадница». К числу лучших портретов-картин этой поры и одновременно к числу наиболее интересных и значительных произведений Брюллова-портретиста принадлежит также и портрет его друга, верной почитательницы его таланта - графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей Джованиной и слугой-арапчонком (1832-1834).
Мысль о большой исторической картине не покидала Брюллова. Еще в 1822 году художник приехал в Помпею и был поражен зрелищем раскопанного археологами мертвого города. У художника возник замысел изобразить трагедию последних минут гибнущего города. После тщательной подготовки, занявшей шесть лет, художник приступил к написанию картины. Работая над «Помпеей», художник доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской. Дописав картину, Брюллов остался ею недоволен. По его расчету фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать. «Целые две недели, - говорил Брюллов, - я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчет был неверен. Иногда я трогал одно место, иногда другое, но тотчас же бросал работу с убеждением, что части картины были в порядке и что дело было не в них. Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»...
Экспозиции картины в Риме и Милане превратились в событие. «Это не картина, а целая эпопея», - написал в своем отзыве известный автор исторических романов Вальтер Скотт.
В 1835 году Брюллов вернулся в Петербург и стал работать в Академии художеств, а через год ему было присвоено звание профессора. Одновременно с преподавательской деятельностью художник пишет еще одну работу на тему русской истории - «Осада Пскова».
«По приказанию Волконского я приехал в Зимний дворец, - вспоминал Карл Брюллов. - Во дворце меня ждали и сейчас провели в кабинет императрицы, где были только государь и государыня. Государь встретил меня словами

- Я хочу заказать тебе картину.

Я поклонился.

- Напиши мне, - сказал государь, - Иоанна Грозного с женой в русской избе на коленях перед образом, а в окне покажи взятие Казани.

Эта задача поразила меня; но так как ясно было, что государь делал заказ не сгоряча, а подумавши, то я, чтобы не обидеть его, старался объяснить ему как можно мягче, что меня закритикуют, если я займу первый план двумя холодными фигурами, а самый сюжет покажу чорт знает где, в окне! Я просил позволения написать вместо этого сюжета «Осаду Пскова», о которой я тогда думал. Государь нахмурился и очень сухо сказал мне

-Хорошо!»

Готовясь писать эту картину, Карл Павлович сказал государю

- Мне приходится писать взрыв, а я не имел случая видеть взрыва.

- И я тоже, - отвечал государь, - но этой беде можно помочь.

Он приказал сделать где-то на поле, между Митрофаниевским кладбищем и Петергофским шоссе, небольшое земляное укрепление, которое было взорвано при нем и при Брюллове.
По возвращении в Россию основным в творчестве художника становится портрет. Художник создал целую галерею образов своих современников. Одной из моделей вновь стала графиня Юлия Самойлова. Брюллов любил Самойлову и свои чувства отразил в ее портрете, где запечатлел графиню в костюме амазонки вместе с дочерью. Другие известные произведения Брюллова - портрет Кукольника (1836), И.А. Крылова, В.А. Мусина-Пушкина, А.Н. Струговщикова, В.А. Жуковского.
В 1849 году здоровье художника ухудшилось, и он уезжает за границу. Вначале он поселяется на острове Мадейра, а затем переезжает в Италию.
Брюллов остро переживал вынужденную разлуку с родиной. В «Автопортрете» он изобразил себя полулежащим с откинутой назад головой. Бледное худое лицо несет отпечаток болезни. Это своеобразная исповедь сына века сочетание высочайшего творческого напряжения и огромной усталости, благородства и силы духа со смирением перед обстоятельствами. Свой автопортрет художник написал во время обострения болезни в течение нескольких часов. Болезнь оказалась смертельной.
Из Италии художник совершил поездку в Грецию и Турцию. Но вернуться на родину уже не смог он умер 23 июня 1852 года в местечке Маршано близ Рима.


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ