Судьба
-Да-да, трафик...машин так много, так трудно, «несчастная судьба Москвы», -вздохнул Мустафа-бей на рассказ Саши о том, как она сегодня добиралась до курсов почти полтора часа.
-Ну это Вы что-то не то говорите, не к месту. Мы так никогда не скажем, -покачала головой Маша, и другие девочки согласно закивали. –Нет у нас такого выражения. Вернее, Ваше «несчастная судьба Москвы» сюда не подходит.
-Вы не согласны, что у города может быть судьба?
-Согласны-то согласны, но в этом контексте так не говорится.
-Может быть, может быть....а мы говорим, например: «как много бензина в воздухе, несчастная судьба Стамбула»... У нас был писатель, который обожал Стамбул, как женщину, он сравнивал этот город с человеком, и считал, что у него есть не только судьба, но еще и дух..А вот, кстати одна история, очень оригинальная, недавно прочел в газете, связанная с «духом городов».
Глаза Мустафы-бея загорелись, а ученицы с воодушевлением отложили ручки, готовясь услышать очередную «оригинальную историю кстати», что давало возможность «весьма кстати» задвинуть доставшие их сегодня отглагольные формы, существующие в турецком языке в неисчисляемых количествах.
«В одном небольшом городке, - неспешно начал учитель, - в тридцатые годы прошлого века родился мальчик. И жить бы ему да радоваться, но в пятилетнем возрасте он ослеп. (Тут Мустафа-бей на всякий случай прикрыл на пару минут глаза, чтобы девочки наверняка поняли слово «слепой»).
-Итак, что могло ждать его впереди: слепого, выходца из бедной семьи? Незавидное существование, скажете вы. И возможно, у кого-то именно так и сложилось бы. Но тот мальчик мечтал о другом.
Однажды он попросил своего отца отвезти его в Эрзрум, большой город примерно в двух часах езды от их поселения.
-Вот еще! Нечего тебе там делать, у нас нет там ни одного родственника, -рассердился отец. –Забудь об этом, -Мустафа-бей грозно свёл брови.
-Но мальчик был упрям или силен духом (выбирайте, кому как понравится).
И он сбежал. Сбежал и попал в Эрзрум. А нет, подождите, не так было. Сначала его высадили из автобуса: билета-то у него не было, и ему пришлось возвратиться домой. Но он не отступил от своей мечты и сбежал из дома опять. На этот раз он попросил провести его к начальнику автобусной станции.
-Помогииите бедному слепоооому, - заклянчил учитель жалостливым голосом, -я -сирота, приехал к старенькому деду, а в Эрзруме у меня тетя, которая ждет меня, а на вокзале у меня украли все деньги, отложенные на поееездку!
- Вообщем, разжалобил слепой ребенок начальника, а может тому некогда было в детали вникать, велел, чтобы бесплатно отвезли паренька в Эрзрум, -вернулся преподаватель снова к нейтральному тону рассказчика.
-Куда пойти одинокому мальчугану без копейки денег? Господь привел его в мечеть, там он и остался. А надо сказать, что как и многие слепые, он был очень талантлив. Он начал изучать Коран и также со временем в совершенстве овладел арабским языком и вскоре стал муэдзином. (Тут Мустафа-бей молитвенно сложил руки и закричал «Алла», чтобы ни у кого не осталось сомнений, что муэдзин -это служитель мечети, призывающий мусульман с минарета на молитву).
-Однажды эту мечеть, одну из старейших в городе, посетила по обыкновению группа туристов, -продолжил учитель свой рассказ. - Наш герой услышал, что гид дает неправильную информацию, и он, обладающий великолепной памятью, прослушавший уже немало экскурсий ранее и в следствии того помнящий много фактов, стал поправлять гида. Друзья посоветовали ему самому приобрести специальность гида. Он закончил курсы, параллельно прекрасно овладел английским языком и стал неплохо зарабатывать новой профессией.
Как-то раз в ту мечеть зашли туристы из самой Бразилии, среди которых была одна чувствительная женщина, которую особенно пленил образованный слепой мужчина. Женщина полюбила его, а он её, и они поженились.
И вот вместе женой он стал открывать для себя весь мир, вдвоем они много путешествовали.
-Зачем же вы ездите (статья давалась в форме интервью), -спрашивали его, -Вы же ничего не видите?
-А мне это и не обязательно, -отвечал слепой, - Я чувствую «дух города». Есть города холодные. Есть города вечно спешащие, есть деловые, есть бесстрастные. Есть города прекрасные. А есть такие, ни на что не похожие, как Стамбул, который я чувствую и осязаю, и «вижу» его, даже будучи незрячим».
-Вот такая счастливая жизнь сложилась у маленького слепого мальчика,- Была в ней и любимая хорошо оплачиваемая работа, и тёплая семья, и путешествия.... -завершил учитель.
-А сейчас, вернемся к нашим глаголам,-спохватился он, поглядывая на часы.
Но ученицы смогли сделать это не сразу. На минуту каждая из них задумалась о своей судьбе. О том, как много в ней в руках Господа, но и как много –в руках человека. И как часто люди не ценят того, что имеют и не видят своего счастья, даже будучи зрячими.
|