Торжества по случаю очередного выпуска школы осов обещали превзойти все предыдущие по размаху скуки и банальности – сразу два класса выпускников сдавали последний публичный экзамен, экзамен по сложению баллад.
Поэтому большинство персонально приглашенных гостей под разными предлогами уклонились от посещения – арендованный по такому случаю Большой Кремлевский Дворец гулко отзывался на шаги, пустоту не скрадывали даже многочисленные ковровые дорожки и подчеркивало праздничное многоцветье причудливых сосулек люстр.
Уклонились, в очередной раз удивившись странной прихоти Сантьяги – он ни разу не пропустил ежегодные торжества осов. Вот и сейчас с довольным видом восседал за столом жюри.
***
Молодые осы фактически стали взрослыми – каждый обзавелся своей стаей ручных крыс, умел выжить в Лабиринте, экзамены по охоте и следопытству они сдали самым придирчивым экзаменаторам – никаких поблажек, никаких блатов. Выпускники владели всеми видами оружия и осской магии.
И вот теперь – дань древнейшей традиции, формальность, знак уважения к мудрым предкам, «Посвящение в балладотворцы». Баллады давно сложены, но впервые будут публично прочтены сейчас. Чтобы каждый поэт получил право считаться взрослым осом, получил вместе с Дротиком Взрослого оса, символом совершеннолетия, знаком того, что ос вступил во взрослую жизнь, и «Перо балладотворца».
***
Ничего не предвещало катастрофы. Туя поднялся на трибуну в лучшем своем костюме и прочел:
Однажды Спящий внял
Своим заблудшим чадам –
Молитвам злобным о Добре,
Тому, в чем каждый прозябал, скорбел
И создал он подобье ада
Где каждый, зацветая, вял
* * *
Где каждая мечта сбылась
Где все равны – и ос, и шас
Где каждый был велик и смел
Где каждый лег под градом стрел
***
И это дивное творенье –
Реальность стала лучше рая
Вмиг поглотила твердь земная,
Власть пожрала другую власть
Возвысившись - так низко пасть
Сумеет только тот, кто верит
И вновь стучимся в рая двери –
Не боги. И увы, не звери.
И натолкнулся на холодное оживление в глазах Сантьяги.
***
Туя сидел, как спутник в вакууме – пустые стулья вокруг него ясно свидетельствовали, что образовался санитарный кордон, отделяющий канонопослушных осов от отступника.
Сидел, не решаясь произнести слова клятвы. Он легко мог разорвать кольцо непонимания, покаявшись и сочинить каноническую балладу. Опять стать своим среди своих. Но он не мог отказаться от своего творения – отказавшись, он отказался бы от своей души.
Наконец, поднялся, и, с запинкой, начал: «Я, Туя, принимаю вызов…»
***
Сантьяга снял с себя заклинание «рыбацкая сеть». Да, он рисковал, и рисковал осознанно. Запертая в нем заклинанием гигантская энергия могла превратиться в неуправляемый мгновенный беззвучный всполох от малейшего внешнего магического воздействия, но Сантьяга знал, что одно его присутствие влияет на осов. А Туя должен был принять решение сам. И сам произнести клятву отступника.
«Талантам надо помогать – бездарности пробьются сами». И Сантьяга с удовлетворением отметил, что он успешно помог очередному талантливому осу. Лучшим индикатором таланта соплеменника были сами осы.
***
Комиссар перевел смутное недовольство жюри и всех присутствующих осов в возмущение отступлением Туей от канонов осских баллад, подчеркнул вызывающую неуместность расцветки и покроя костюма (более приличествующих попугаистым сибаритам-концам, нежели великим охотникам-осам), деликатно напомнил о старинном, давно забытом обряде «исторжения из ос».
Раздавленные своей бездарностью на фоне Туи, остро завидующие осы, не мешкая, подготовили и провели этот обряд. Оказалось, что одноклассники Туи приготовили все необходимое для обряда заранее, и даже провели некоторые предварительные процедуры. Случайно обнаруженный рояль в кустах всегда оказывается очень кстати, если о нем позаботиться заранее.
***
Все. Очередной каноноотступник исторжен, ушел в челы. Ушел на верную гибель. Ему не встретить свою восемнадцатую весну. Теоретически любой из них мог вернуться, сочинив каноническую балладу и покаявшись. Но ни один из них не вернулся.
***
- Великая и трагическая раса, - размышлял Сантьяга, обмениваясь традиционными пышными любезностями с наиболее видными осами:
- Регулярно отторгает самых талантливых – иначе ей не выжить. Стихосложение – смысл существования осов. Но масса обычных осов гибнет, если рядом появляется талант. Так вымерло много семей, пока осы не придумали (с подсказки Темного двора, разумеется) подавляющий таланты механизм, дуэльный кодекс – самые талантливые гибли, убивая друг друга своими талантливыми стихами.
Но осы, отнюдь не кровожадные, мучились, когда талантливые собратья гибли парами – ни разу не было случая, что бы кто-то из дуэлянтов выжил. И дуэльный кодекс запретили, заменив на обряд «исторжения из ос».
И выработали в себе возможность люто завидовать таланту. Чем сильнее талант – тем сильнее зависть. Рядом с реализовавшимися гениями осы умирали бы от зависти, но их изгоняли раньше, не дожидаясь дня «Посвящения в балладотворцы».Таковы гримасы Спящего – коллективная зависть как проявление инстинкта выживания рода и индикатор талантливости поэта.
***
И талантливые осы массами гибли среди челов – им не было помощи от ТГ, они могли пользоваться только мороком, изменяющим внешность – всякая иная магия им была запрещена.
Усугубляла незавидное положение отщепенцев странная особенность их магической природы - осы не могли скрывать или менять под мороком свои глаза, любая раса могла, а они – нет.
***
Но единицы выживали.
Гомеру и Мильтону пришлось взять внешность слепых – в то время людей с ТАКИМИ глазами не жаловали.
Восторженные почитательницы млели от дивных, нечеловеческих глаз Есенина и Блока.
***
И только один раз Сантьяга пожалел и вмешался в судьбу изгоя, нарушив Китайгородскую конвенцию – уж больно талантлив был мальчишка-изгой. Но все прошло гладко. В ТГ не интересовались человской поэзией, а челы не заметили подмены: молодой повеса, кропавший бездарные скабрезные вирши, вдруг разразился оглушающее-талантливой поэмой «Руслан и Людмила».
***
Сантьяга бы вмешался и еще, но зимой 1837 года он был в затянувшемся до весны «походе очищения» во Франции.
|