Россия и мы.
« Без Ты, но и без Я маршируют связанные друг с другом люди – слева те, кто хочет устранить память, справа те, кто хочет ее регулировать, - в разделенных враждой толпах, продвигаясь вместе к бездне» (М. Бубер «Ты и Я»)
Именно с этой цитаты мне хочется начать свою мысль, мысль далеко не новую, лишь принявшую форму иную…
Россия, какой она является на самом деле, а не на экране телевизора? Мы не будем строить предположительные ответы молодых людей, принадлежащих к так называемому «поколению next», так как зачастую эти ответы не являются объективными, не являются личными домыслами молодых юношей и девушек, а, скорее, навязаны им, привнесены в массовое сознание соответствующими институтами. Давайте лучше попробуем сформулировать ответ на этот вопрос с позиции педагога, с позиции родителя, желающего для своего ребенка лучшего будущего. Мы все хотим для наших детей благ. Но мы не можем определиться, что для нас благо. Благо ли материальные прелести или же благо духовные ценности? Здесь глобальной проблемой для нас явилось западное мировоззрение, венцом которого стала американская мечта, эта тенденция человека редуцировать, как писал фон Берталанфи, «к автомату, «покупающему» все, от зубной пасты и «Битлзов» до президентов, атомной войны и самоуничтожения». При этом до сих пор идут дебаты по поводу того, является ли для России это естественным, как постсоциалистический синдром, в рамках всеобщего детерминизма, или это потребительское «счастье» нам привили «ненавистные западники». Мне думается, что обвинять здесь некого. Конечно, на западе вирус потребительства имел место развиться раньше чем в России; конечно, этот вирус заразил и наше общество, как только смог свободно проникать в информационно-энергетическое пространство нашей, падкой на заморские вкусности тогда, родины; конечно, измучившиеся в бесконечных очередях и наевшиеся досыта идеей построения счастливого будущего и материей несчастного настоящего, наши соотечественники подхватили заразу и начали упиваться ей и разносить повсюду. И не могло быть иначе. Ведь, как сказал Валентин Распутин: «Соблазн одного человека – это соблазн, ошибка; соблазн общества – это прогресс». А вот что из этого получилось, мы можем с горечью сейчас лицезреть. Мы не можем представить наших детей без подгузников, мы не можем представить отдых без телевидения, хотя недавно пеленали детей, читали самиздат и были счастливы. Мы планируем семьи, и если «бюджет» семьи не позволяет покупать ежемесячно «Pampers», мы не продолжаем наш род!!! «Религия потребительства» превратило нашу жизнь в марафон, где в забеге участвуют гончие борзые, у которых перед носом висит кость, привязанная к их же шее, и за которой они же и гонятся. При чем, те, кто организуют забег, сами и принимают в нем участие, как это ни парадоксально. Мы готовим из молодого поколения новых спринтеров, новых служащих ипподрома, новых организаторов забегов и ни одного человека с финишным флажком в руках… Великий Инквизитор сказал: «И не будет у них никаких тайн от нас. Мы будем позволять или запрещать им жить с их женами и любовницами, иметь или не иметь детей – судя по их послушанию, - и они будут нам покоряться с весельем и радостью». По-моему, его наречение сбылось. Но есть здесь одно но, это но – Христос. Как написал Преподобный Иустин Попович: «Богоборческие бунтовщики могут разрушить все системы, уничтожить все принципы, попрать все законы, они могут учение Христа назвать ложным, отвергаемым современной наукой и экономическими теориями. Но останется одно – то, что они никогда не смогут ни разорить, ни уничтожить - это пресветлый Лик Богочеловека, Его моральная недосягаемость, Его чудесная и чудотворная красота».
Быть может, Россия забралась, прельщенная и плененная, в такой омут, из которого ей трудно будет выбраться, но мне хочется искренне надеяться, что камень, отвергнутый нынешними строителями нашего общества, когда-нибудь встанет во главе угла. И быть может тогда, одним из нас не придется желать что-либо устранять из своих воспоминаний, а другим не придется мучаться памятью о прошлом…
|