Классицизм (от лат. – classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века, одной из важнейших черт которой являлось обращение к образам античной литературы и исскуства как идеальному эстетическому эталону.
Поэтика классицизма начала складываться в эпоху позднего возрождения в Италии сформировалась в XVII веке во Франции. Классицисты считают непременным условием строгое соблюдение правил, которые почерпнуты из античной поэтики Аристотеля, Горация. Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров: «высокие» жанры – трагедия эпопея ода; «низкие жанры» - комедия сатира басня.
Во Франции особого развития достигли «низкие» жанры – басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало). Комедии Мольера перестали быть «низким» жанром, его лучшие пьесы получили название высокой комедии. После великой французской революции классицизм пришел в упадок.
В России классицизм зародился во второй четверти XVIII века (А.С. Грибоедов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. Ю. Ломоносов и др.). Ему свойственна сатирическая направленность – сатира, басня, комедия. Национально-историческая тематика преобладает над античной (А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин); высок уровень развития оды (М. Ю. Ломоносов, Г. Р. Державин), большое место занимает жанр военно-патриотической поэмы. В то время эстетические нормы сыграли положительную роль – была достигнута ясность и четкость художественной формы. В начале XIX века каноны классицизма, требующие закона трех единств – времени, места, действия стали мешать развитию реалистического искусства. С критикой «правил» классицизма выступили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, В.Г. Белинский.
Романтизм – художественный метод сложившийся в начале XIX века и получил широкое распространение как направление в литературе и искусстве. В большинстве стран Европы в том числе и в России. К более поздним эпохам термин «романтизм» применялся в значительной мере в основе художественного опыта первый половины XIX века.
Романтизм одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое странное встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX веков слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления (Дж. Байрон, А. Ламартин, Г. Гейне и др.).
Классической страной романтизма была германия. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом. Во Франции утвердился романтизм лишь в начале 1820–х годов. Французский романтизм связан главным образом с жанром лирического психологического романа и повести (В. Гюго, А. Дюма) Романтизм также получил распространение в США, Дании, Италии, Испании.
В России особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно-национальным подъемом после Отечественной войны 1812 года. У истоков русского романтизма стоят две воистину замечательные фигуры – Жуковский и Батюшков. О Жуковском говорят, что сама природа позаботилась создать в его лице «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Он не редко переводил западных авторов, но его поэзия не была отголоском европейских поэтов, а становилась настоящим шедевром русской литературы. Творчество многих романтиков проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы. Резко обозначались контуры романтизма с возникновением лиро-эпического жанра (южные поэмы А. Пушкина, «Войнаровский» К. Рылеева).
Пафос романтизма (творчество М. Лермонтова) связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоит человек, окруженный враждебной действительностью. («Мцыри», «Смерть Поэта»).
Кризис романтизма начался в 40-е годы XIX века. Постепенно он уступает главное место другому направлению – реалистическому.
Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действительности. В более узком смысле термин «реализм» обозначает направление, с наибольшей последовательностью воплотившие принципы жизненного правдивого отражения действительности.
Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе явился романтизм. Между реализмом и романтизмом первой половины XIX века не всегда легко провести четкие границы.
В России, где основы реализма были еще в 20-30-х годах заложены творчеством Пушкина, Грибоедова, Крылова, этот метод связан с именами И. Тургенева, Ню Некрасова других писателей.
В литературе XIX –XX века для которого характерны и обстоятельны социально-исторический, т.е. предполагает историзм и социальный детерминизм (от лат. determino – определяю). Не только типичные характеры и типичные причинные связи; это - сложный метод, не менее зачастую более творческий, чем дореалистический, потребовавший от литературы огромного опыта, подобно тому, как похожий на изображаемый объект рисунок, требует умения творческого навыка больше, чем непохожий.
Первые реалисты в России сохранявшие преимущественную связь с прежними художественными реалистами были А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, (в некотором смысле И. А. Крылов, как баснописец). Во Франции – О. Бальзак начинавший в русле ультра романтической «неистовой словесности», Ф. Стендаль. Они еще не пользовались термином «реализм». Теоретик реалистической литературы В. Г. Белинский употреблял словосочетание «поэзия реальная». В России слово «реализм» впервые употребил П. В. Анненков в 1849 году. Но и Д. И. Писарев даже в 60-е годы называл реалистами людей положительного направления, материалистов-прагматиков, не имевших отношения к художественному творчеству или отрицавших его. Тем не менее, термин «реализм» утвердился. Им охотно пользовался Н. Щедрин убежденный, что используемые им гротескные и фантастические формы не мешают быть его произведениям реалистическими.
Ф. М. Достоевский говорил о своем реализме «в высшем смысле фантастическом реализме», вовсе не имея в виду фантастических форм. Большинство классиков 30-40-х годов были реалистами.
Литературоведы долгое время находили реализм в различных литературных эпохах до XIX особенно настойчиво говорили о «реализме эпохи Возрождения» и «реализме эпохи Просвещения». До XIX века мог существовать интерес к тем или иным сторонами реальности. (Д. С. Лихачев убедительно писал об «элементах реальности», но не реализм в древнерусской литературы) жизни подобные формы, изображения, но не реализм как творческий метод.
|