Спроси Алену

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. Литературный конкурс. Пришлите свое произведение на конкурс проза, стихи. Поэзия. Дискуссионный клуб. Опубликовать стихи. Конкурс поэтов. В литературном конкурсе могут участвовать авторские произведения: проза, поэзия, эссе. Читай критику.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
25 апреля 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
Стоит мальчик и смотрит в окно. Вдруг он меняется в лице бежит
к маме и кричит:
- Мама, мама, там папа идет! Что мы ему первым покажем -
мой дневник или твое новое платье?


В литературном конкурсе участвует 15119 рассказов, 4292 авторов


Литературный конкурс

Уважаемые поэты и писатели, дорогие мои участники Литературного конкурса. Время и Интернет диктует свои правила и условия развития. Мы тоже стараемся не отставать от современных условий. Литературный конкурс на сайте «Спроси Алену» будет существовать по-прежнему, никто его не отменяет, но основная борьба за призы, которые с каждым годом становятся «весомее», продолжится «На Завалинке».
Литературный конкурс «на Завалинке» разделен на поэзию и прозу, есть форма голосования, обновляемая в режиме on-line текущих результатов.
Самое важное, что изменяется:
1. Итоги литературного конкурса будут проводиться не раз в год, а ежеквартально.
2. Победителя в обеих номинациях (проза и поэзия) будет определять программа голосования. Накрутка невозможна.
3. Вы сможете красиво оформить произведение, которое прислали на конкурс.
4. Есть возможность обсуждение произведений.
5. Есть счетчики просмотров каждого произведения.
6. Есть возможность после размещения произведение на конкурс «публиковать» данное произведение на любом другом сайте, где Вы являетесь зарегистрированным пользователем, чтобы о Вашем произведение узнали Ваши друзья в Интернете и приняли участие в голосовании.
На сайте «Спроси Алену» прежний литературный конкурс остается в том виде, в котором он существует уже много лет. Произведения, присланные на литературный конкурс и опубликованные на «Спроси Алену», удаляться не будут.
ПРИСЛАТЬ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (На Завалинке)
ПРИСЛАТЬ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (Спроси Алену)
Литературный конкурс с реальными призами. В Литературном конкурсе могут участвовать авторские произведения: проза, поэзия, эссе. На форуме - обсуждение ваших произведений, представленных на конкурс. От ваших мнений и голосования зависит, какое произведение или автор, участник конкурса, получит приз. Предложи на конкурс свое произведение. Почитай критику. Напиши, что ты думаешь о других произведениях. Ваши таланты не останутся без внимания. Пришлите свое произведение на литературный конкурс.
Дискуссионный клуб
Поэзия | Проза
вернуться
    Прислал: Папета Любовь Викторовна | Рейтинг: 0.70 | Просмотреть все присланные произведения этого Автора

ОЖЕРЕЛЬЕ ПЕРСИДСКОЙ КНЯЖНЫ

Минувшим летом я провела отпуск под Астраханью у своей университетской подруги. Мы не виделись несколько лет, и первые дни не могли наговориться. А потом Лида стала показывать мне самые интересные места в поселке.

В один из дней Лидия Александровна привела меня в свой детский сад. С помощью шефов – рыбзавода, которым руководил ее муж, – отремонтировали площадки для игр, спортивный городок, построили бассейн. Мы с ней неторопливо переходили от одной группы детей к другой, а она по-хозяйски показывала мне новые качели-карусели, скамеечки, грибки с песочницами. Еще два года назад половину помещений детского сада сдавали в аренду – нужны были деньги, да и детей водили мало. А теперь в каждой возрастной группе по 10-15 детишек. Особенно много самых маленьких. Мамаши отдают их в ясли в год, а сами выходят на работу. Новый рыбзавод обеспечивает работой всех. Люди даже приезжают за 50 километров.
В группе пятилеток я обратила внимание на двух девочек-близнецов. Большинство детей бегали, шумели, отбирали друг у друга игрушки, в общем, вели себя, как и полагается детям этого возраста. Девочки сидели рядышком на скамеечке и рассматривали большую яркую книгу. Но не только это выделяло их из общей массы. Среди сплошь русоволосой и светлоглазой ребятни они отличались темными волнистыми волосами и большими карими глазами. Девочки были завораживающе красивы.
Заметив мой удивленный взгляд, Лидия Александровна улыбнулась, и сказала: это пра-пра-пра… внучки той самой персидской княжны, которую Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Я подумала, что она шутит.
Мы вернулись к ней в кабинет, и, разливая чай, моя приятельница рассказала местную легенду.
Когда войско Степана Разина возвращалось из Персидского похода, его ладьи проплывали мимо этого села. Местный кузнец на закате купал в Волге коней. На берегу он нашел женщину в промокших парчовых одеждах. Она была чуть жива. Он отнес ее к себе в избу. Кузнец жил бобылем. Несколько дней женщина была в жару и беспамятстве. А когда пришла в себя, с трудом объяснила своему спасителю, что бросилась с борта в реку, спасаясь от пьяного атамана. Парчовые одежды надулись колоколом и дали ей возможность доплыть до берега.
- А вообще, если тебя интересует это, сходи к отцу девочек – он преподает в нашей школе историю и рисование, у него есть доказательства подлинности этой легенды – загадочно улыбаясь, сказала мне приятельница.
Прямо явиться в дом к потомку княжны я не решилась. Отправилась для начала в школу. Познакомилась с директором, и он, с такой же гордостью, что и моя приятельница, стал показывать мне новые классы, отремонтированный спортзал и чудесную студию для лепки и рисования под которую отдали бывший пионерский уголок. Теперь здесь на стенах вместо казенных стендов с портретами вождей, горнами и барабанами висели копии мировых шедевров живописи, выполненные местным учителем рисования и его воспитанниками.
- Познакомьтесь, - это Андрей Александрович, наш художник – а это журналист из Ульяновска, - представил нас друг другу директор.
Я, видимо, разглядывала высокого молодого человека, стоящего передо мной, с плохо скрытым удивлением. Он не вписывался в мое представление о потомке персидской княжны – нормальное славянское лицо, правда, волосы темные, почти черные и глаза, как спелые сливы – крупные и с поволокой. Он слегка смутился, и предложил мне присутствовать на уроке. Директор явно обрадовался, что может заняться своими делами, и быстро ушел. Я села у окна и стала наблюдать за происходящим.
Дети сидели не за столами или партами, а на низеньких складных стульчиках. На коленях у них были планшеты. Несколько ребят стояли за мольбертами. Учитель прохаживался между ними, иногда останавливаясь и давая советы тихим голосом. Рисовали натюрморт цветными мелками и акварелью. На специальной подставке были выложены плоды местных садов: краснобокие яблоки, сливы с туманными бочками, круглые душистые груши бергамот и несколько кистей темного винограда.
Мне был виден только один рисунок – высокий худой мальчик, стоя за мольбертом, наносил резкие штрихи мелками на картон. Руки и даже щеки его были почти так же изрисованы, как и картон. Но натюрморт получался замечательный.
Когда урок закончился, Андрей Александрович пригласил меня в свой небольшой кабинет. Несмотря на осень, на улице было жарко, и он предложил мне выпить холодного квасу. Я попросила его рассказать об учениках. Вдруг его глаза заблестели, а в голосе послышалось такое волнение, что я даже растерялась.
- Вы знаете, сколько талантливых детей так никогда и не узнают о том, что они талантливы?! Я родился в этом селе, и все мои предки здесь жили много веков. Я закончил Саратовский университет, мне предлагали остаться преподавателем на кафедре, но, знаете, село – это такие возможности, такие нераскрытые резервы…
Он успокоился и стал рассказывать, что воспитывала его бабушка – родители утонули, когда Андрею было всего шесть лет. Рисовать начал очень рано, даже не помнит когда. Бабушка, которая сама хорошо рисовала и чувствовала цвет, была прекрасной вышивальщицей – ее картины, вышитые гладью золотыми нитями есть даже в одном из столичных музеев. А местный храм заказал ей специальный покров. Когда Андрей стал рассказывать о бабушке, я решилась задать ему, как мне казалось, глупый вопрос:
- Правда ли, что Ваша бабушка родственница той самой княжны?
- Это Вам Лидия Александровна рассказала легенду о княжне и кузнеце? – спросил он, улыбнувшись.
- Да, а что, разве это выдумка? – видимо, в моем голосе послышалось разочарование.
- А приходите сегодня вечером к нам домой, я Вас с женой познакомлю и с дочками, - пригласил меня художник, - покажу свои работы и еще кое-что…
Он назвал свой адрес и, извинившись, отправился на урок истории.

Я волновалась как перед первым свиданием. Купила к чаю торт и конфеты, а девочкам две детские книжки. У калитки выкрашенной веселой голубой краской, меня встретили сестрички. Вежливо поздоровавшись, они взяли меня за руки с двух сторон, и проводили на веранду, где был накрыт стол. Одна предложила мне присесть, а другая убежала в дом. Вскоре появился Андрей Александрович с женой - маленькой изящной женщиной, которая несла большое блюдо с пирогами. На веранде запахло яблоками и корицей.
- Знакомьтесь, - это Вика, моя жена, а это - наши пэри (персонаж восточных сказок в образе прекрасной женщины, умеющей летать) - Оля и Варя, - представил свою семью Андрей Александрович.
- Прошу к столу – пригласила хозяйка.
Мы сели вокруг накрытого вышитой скатертью стола. Повисло неловкое молчание. Вдруг одна из девочек сказала:
- А мы видели Вас, Вы приходили к нам в сад.
- Да, Вы были в детском саду? – оживилась Вика, - я тоже там работаю. Веду музыкальные занятия. Вам понравилось у нас?
- Да, очень, чувствуется, что коллектив дружный и отдает детям много тепла и доброты.
- Особенно Лидия Александровна – согласилась Вика. - Она просто подвижник. Если бы не она, наш сад давно бы продали бизнесменам.
Постепенно завязался оживленный разговор. Вика рассказывала, какие способные дети подрастают в их селе. В детском саду есть два ансамбля – танцевальный и вокальный. Дети выступают и у себя в селе, и выезжают в другие.
- Правда, в дальние поездки берем только старших, - маленькие еще не готовы к настоящей концертной деятельности – улыбнулась Виктория Семеновна.
- С детьми надо заниматься с рождения и музыкой, и живописью, и книжки им читать, тогда они сами найдут путь к своему таланту, - поддержал разговор Андрей Александрович.
Так прошло около часа. Все уже наелись пирогов (мой торт остался в коробке) и напились чаю. Девочки убежали играть в сад – оттуда слышались их веселые голоса.
Хозяин предложил перейти в дом:
- Я помню, помню, что Вы хотите услышать продолжение легенды. Пойдемте, я покажу Вам свои работы.
Сначала я растерялась – в большой горнице только в одной стене были окна, остальные - увешаны картинами. Не сразу я смогла так сфокусировать свое зрение так, чтобы начать различать детали. На одной стене висели только портреты. На другой - шумела и плескалась Волга во все времена года и в любое время суток. Третья стена была отдана под сюжетные картины.
- Это всё Ваши работы? – с удивлением спросила я хозяина.
- Нет, здесь есть и бабушкины – вышитые на холсте – пояснил художник.
И только после этих слов я обратила внимание, что некоторые полотна действительно необычны.
- Несколько своих картин бабушка отдала в разные музеи, около десяти продала, пока я учился в городе, а большинство – раздарила хорошим людям.
- А эскизы она рисовала сама?
- Конечно, видимо мне передался ее талант, хоть я и не владею иголкой – рассмеялся художник.
В дверях появилась хозяйка дома.
- Что же ты держишь гостью на ногах? Присаживайтесь вот сюда на диван, сейчас мы Вам расскажем наше семейное предание и покажем картины, написанные и вышитые по мотивам этого предания – заулыбалась Виктория.

Картина первая (акварель).
На высоком волжском берегу яблоневые сады опустили ветви до земли под тяжестью плодов. Под окнами домов – разноцветные мальвы По крутой тропинке к воде спускается крепкий мужик с двумя жеребцами в поводу.
Днем еще можно было работать в одной рубахе, но, собираясь поить коней, кузнец Степан накинул на широкие плечи старую стеганую куфейку, – у воды было прохладно.
- Хороши кони, да не мои – думал Степан – жеребцов привели на перековку из соседнего села. - Да и зачем мне одному такие?
Степану было уже 32 года, а ни женой, ни хозяйством он так и не обзавелся. Да и какая девушка позарится на такого парня? Руки черные, грубые, голос хриплый, слов ласковых не знает, а если и знает, сказать не умеет, живёт на отшибе в небольшой избе, пристроенной к кузне. Хотя кузнецом считался знатным – не зря ехали к нему аж из самого Саратова коней ковать. А еще делал он своими ручищами из серебряных ложек такие колечки да сережки местным девчатам, что даже самый богатый человек в селе – Самсон Рыбин заказал Степану обручальные кольца на свадьбу сыну и сережки будущей снохе. Да принес не серебро, а золотой самородок с орех величиной. Вот и сидел Степан вечерами, стучал маленькими молоточками им же самим выкованными в кузне, по золотой пластине, расправляя ее в тончайшее полотно, чтобы потом нарезать его на звонкие подвески и сделать такие серьги, каких нет, и не было во всей округе…
Когда уставали глаза, а руки, натруженные днем в кузне, начинали дрожать, выходил Степан прогуляться по берегу Волги-матушки, или как сегодня, напоить коней. Быстро темнело, Степан заторопился – не хотелось с чужими конями подниматься в темноте по крутому склону – не ровен час, споткнутся, ноги повредят…
Еще издали кузнец увидел у самого берега в воде какой-то пестрый куль. Легкая волна колыхала его, но никак не могла вытолкнуть на берег. Степан подбежал и потянул тряпье на себя. И вдруг услышал протяжный стон. Волосы зашевелились у мужика на голове. Дрожащими руками разворачивал он тяжелые мокрые одежды, пока не увидел бледное женское лицо с закатившимися глазами. Схватив утопленницу за руки, он стал тереть их своими ручищами. Женщина снова застонала. Степан приподнял ей голову, и тут у нее изо рта хлынула вода. Когда кашель прекратился, незнакомка вздохнула, и как будто уснула. Степан понял, что она потеряла сознание.
Кони бродили по берегу и пощипывали хилую травку. Кузнец поймал коней, перекинул женщину через спину одного из них, и поспешил домой. Наспех привязав лошадей, отнес находку в избу и осторожно положил на лавку.
Женщину надо было раздеть и согреть – вода в реке была уже холодная. Путаясь в странных одеждах и смущаясь, Степан все-таки снял с незнакомки несколько юбок и накидок. Она осталась в тонкой шелковой рубахе и пестрых шароварах, снять которые он не решился. Завернув женщину в свое лоскутное одеяло, Степан на руках поднес ее к печке и стал согревать, поворачивая то одним боком, то другим.
Длинные черные косы свешивались почти до пола. На щеках ее вскоре появился румянец, и она задышала ровнее – уснула.
Всю ночь сидел Степан у своей лежанки, на которой спала странная и прекрасная женщина. К рассвету она разметалась и задышала хрипло и тяжело, а лицо стало красным и горячим.
На другом краю села жила хромая старуха Макеиха – повитуха и лекарка. Степан на закорках принес бабку к себе в избу. Та только языком зацокала – красота-то какая. Велела затопить баньку, да принести ей ее торбу с травами. И принялась варить отвары.
Двое суток топил Степан баню, двое суток не выходила из бани Макеиха и не пускала туда Степана. На третьи к вечеру велела натопить избу, принести сухую рубаху и одеяло. Завернула она женщину с головой в одеяло, а кузнец, как ребенка, отнес ее в жарко натопленную избу.




Картина вторая (вышита гладью шёлковыми нитками).
В избе на низенькой скамеечке сидит женщина. По плечам и спине до пола спустились черные косы. Перед ней на прямоугольные пяльцы натянуто рукоделие. Женщина вышивает. Рядом – люлька с ребёнком.

На Троицу Макеиха приняла роды у Степановой найдёнки. Родилась девочка – беленькая, совсем непохожая на мать. Только глаза огромные, как спелые сливы. И хоть сама персиянка в церковь не ходила, девочку окрестили по-христиански - Варварой Степановной.
Сельчане свыклись с тем, что у кузнеца живет персиянка, даже имя ее – Фатьма – переделали на местный лад - стали звать Фатькой.
Своей в селе она не стала, но, научившись сносно говорить на местном наречии, иногда общалась с соседками, а когда встречался мужик, низко опускала голову и пыталась закрыть лицо платком. Одежду носила местную, только голову прикрывала: летом – легким белым покрывалом, а зимой – тяжелой парчовой накидкой. Да косы не убирала в узел – так и спускались они по её хрупким плечам, как две чёрные змеи, почти до колен. Люди особо и не совались с расспросами – побаивались кузнеца, да и своих забот каждому хватало.
Оказалась персиянка знатной рукодельницей – вышивала невиданные узоры на платках и рубахах. Сначала ей заказывали только свои сельчане. А когда Самсон Рыбин продал два вышитых покрывала на ярмарке в Саратове, стали привозить Фатьме ткани и нитки из города.
А вскоре кузнец выстроил новый дом, подправил кузню – сам зарабатывал, да и рукоделье персиянки доход приносило немалый. Надо было где-то ставить люльки – через два года после Вареньки родились близнецы – Ванька и Федька.

Картина третья (масло).
Свадьба. Из церкви выходят жених в алой рубахе, расшитой золотом, и невеста в красном сарафане. На груди её тяжелое золотое ожерелье. Голова покрыта белым покрывалом.

Сватов к Варваре засылали, начиная с четырнадцати лет, но отец всем отказывал – мала еще, пусть надышится свободой, да нальется красотой. Хотя красоты девушке было не занимать – сама росточку невысокого, крепкая, быстроногая. Коса русая до пояса, а лицом смуглая и глазищи темные, как вода в волжском омуте. Еще пела Варвара так, что слышно было на другой стороне Волги. И голос, вроде, негромкий, но сила в нем была такая, что за душу брал любого.
В семнадцать все-таки сосватали Вареньку за хорошего работящего парня – Ивана Давыдова. Видно было, что любит он девушку, да и она заливалась краской в его присутствии. Одно было плохо – невзлюбила будущую сноху мать Ивана. Степан вовремя разглядел беду. Выстроил на высоком волжском берегу крепкую избу для молодых.
На венчании невесту накрыли тонким белым покрывалом, расшитым золотыми звездами и месяцами, а на женихе была алая рубашка, вышитая таким же узором. На шее невесты поблёскивало и тонко звенело золотое ожерелье, состоящее из нескольких рядов маленьких и больших монисток – невиданное в этих краях украшение. На пальцы молодым надели кольца – да не серебряные, а золотые. Сам же Степан и сделал их, сняв две монетки с ожерелья.



Картина четвертая (вышита на черном полотне красными и белыми нитками).
Горит село. Над одной избой развивается красный флаг. Несколько фигур на белых конях, женщины в белых рубахах мечутся в пожарище.

Годы летели над селом. Сменялись эпохи, поколения, уклад жизни. Революции и войны когда сильно, а когда и не очень, задевали людей в этих краях. Только не прервался род персиянки Фатьмы и Степана кузнеца. Из поколения в поколение передавали старшей дочери или старшей снохе в наследство золотое ожерелье княжны и умение вышивать гладью.
Дважды пришлось зарывать сокровище в землю, чтобы не отняли большевики и чтобы не нашли рэкетиры.

Андрей Александрович подвел меня к последней картине на стене.

Картина пятая (масло).
Под большой березой на высоком волжском берегу стоят две красивые женщины – мать и дочь. На дочери темно-вишнёвое платье с высоким воротничком. На груди то же ожерелье, что и на картине со свадьбой. В ногах у женщин на траве сидит молодой мужчина.

- Вот, смотрите, это моя бабушка Софья Михайловна с дочерью и зятем – моими родителями. Я родителей плохо помню, рисовал со слов бабушки и по двум сохранившимся фотографиям. На маме то самое ожерелье.
У меня на губах повис вопрос, когда в комнату вошла Вика. Она была в синем длинном платье с глухим воротом. На груди ее лежало массивное золотое украшение. Боясь прикоснуться, я рассматривала старинное сокровище. Вдруг я заметила, что не хватает двух монеток с одной стороны и двух с другой. На мой удивленный взгляд, Андрей рассмеялся и сказал:
- Мы с Викой поженились, когда еще были студентами. Денег на кольца, конечно, не было, вот бабушка и заказала нам обручалки из персидского золота, как когда-то сделали Варваре и ее жениху.

Вика укладывала спать девочек, а мы с Андреем снова сидели на веранде. Я листала альбом с его эскизами. Больше всего было пейзажей с видами Волги и женских портретов.
- Самый сложный вопрос нам с женой придется решать лет через пятнадцать, - сказал Андрей, - кому передать ожерелье княжны – Оле или Варе…



Историческая справка:
В июле 1669 г. произошло сражение между казачьим флотом под предводительством атамана Степана Разина и иранским (персидским) флотом под командованием Менеды-хана.
Несмотря на убедительную победу, отряд Разина был не столь многочислен, чтобы успешно противостоять новым нападениям иранских войск. Кроме того, казаки страдали от недостатка пресной воды и болезней. В августе 1669 г. Разин покинул берега Персии и отправился в обратный путь, на Дон.
В плен к Разину попали сын и дочь иранского предводителя. Ханская дочь -персидская княжна Фатьма Меннеда стала наложницей удачливого атамана. Легенда о ее печальной судьбе послужила сюжетом знаменитой песни «Из-за острова на стрежень».
Историки пришли к выводу, что это произошло под Астраханью на стрелке рек Волги и Болды.

Любовь Папета
Ульяновск

Мнение посетителей:

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя:*
E-mail:
Комментарий:*
Защита от спама:
восемь + три = ?


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ